X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Солнце всходит, а морковка нет

Поля крестьянско-фермерского хозяйства «Рассвет» разбросаны в окрестностях Мальково и Ошкуковой и имеют общую площадь в сто гектаров. Как говорит заместитель руководителя Сергей Кичиков, «у нас микропредприятие».

Из-за засухи взошло не все, что посеяно. Например, всхожесть моркови оказалась не больше пятидесяти процентов. «Раньше все площади были поливные, у совхоза «Мальковский» гидранты были везде, до самой Чикчи. Трубы тянулись под землей, — говорит Сергей Викторович. — А теперь мы единственные поливаем».

Мы подъезжаем к старице реки, где стоит дизельный двигатель, к которому прикручен насос, он качает воду и подает на поле, на гидрант. Поливальная установка выглядит как большая катушка, на которую намотан шланг с наконечником.

— Поливалки в виде дождевальной консоли нам неудобны, для них нужно, чтобы поле ничем не ограничивалось, ни столбами, ни деревьями, — поясняет Кичиков.

А катушку со шлангом зацепи трактором и вези на другое поле.

Картофелю много воды не надо, его полили раз, а сейчас пошли дожди и это хорошо, потому, что время не потеряно, картофель пойдет в рост и проблем не будет. А вот по моркови понятно: та, что взошла, будет с мизинчик. Eе сеяли в двух вариантах: по плоской гряде (такая взошла лучше) и в гребни.

— Мы почему гребневую технологию начали применять? — растолковывает мне Сергей Николаевич, я же городская, не знаю таких подробностей. — Когда гребень возделываешь, почва становится мягче, корнеплод удлиняется и становится ровный. А в плоской сидит короткоплодный гибридный сорт.

Пойдет животным на корм?

— Где столько животных найти, разве что зоопарк по крышу завалить? Кстати, страусовая ферма у нас берет морковь и капусту.

Фирмы-производители семян прислали в «Рассвет» каталог засухоустойчивых культур. Вот только Сергей Кичиков покупать их не спешит. Знает, что в природе все циклично и что засушливый период пройдет: еще год-два, и наступит период влаги.

— Когда я новые семена закупаю, сею их понемногу, соток двадцать-тридцать, и год-два испытываю их.

Отдельно от других культур?

— Нет, в общей массе, я должен их так же обрабатывать, давать столько же удобрения, полива и потом делать вывод, на фоне общей картины.

Как вы их отличаете — подписываете?

— Да я их знаю в лицо, они же разные, чего их подписывать?

Какая культура ваша любимая?

— Мы занимаемся борщовкой, овощи, открытый грунт, как выделить? Ну, картофель самый нетрудоемкий корнеплод: машиной посадил, машиной выкопал, машиной загрузил в хранилище, и машиной перебрать можно, но мы пока руками перебираем, на машину у нас еще денег нет.

Сотрудники едят свою же продукцию? Они получают субсидию в виде борщевого набора?

— Нет, так было раньше, когда еще мой отец в совхозе работал. Это все бывшие поля совхоза «Мальковский». Когда совхоз развалился, членам совхоза раздавали по 4,4 гектара. Кто не захотел заниматься землей, продавали.

Вы часто анализ почвы делаете?

— Раз в пять лет. Тут испокон веков в Ошкуковой, когда только заселялись, начинали заниматься овощами, почва позволяла. Когда ближе к лесу стали поля разрабатывать, там оказался голимый песок. Для плодородности туда нужно вносить органику: каждый год по десять тонн на гектар.

Вносите?

— Откуда у меня органика, у меня же нет коров. Нам с прошлой недели начали возить с птицефабрики куриный помет в виде перегноя, который готов к использованию. Договорились на тысячу тонн, это 50 «камазов». По пять рублей за тонну. Скоро будем вносить, но только на пары. Их засеем на следующий год.

Мы как раз подъезжаем к такому полю. Это черный пар. Сейчас тут ничего не растет. И сорняки тоже. Их культиватором подрезают. Тем самым, считается, накапливают влагу (раз ее даже сорняки не забирают). На следующий год тут будет расти картофель. Сюда и внесут удобрения.

Рядом поле свеклы, эту сеяли прямым севом, она очень ранняя, подмерзла немного, и всходы получились рваные, а эту, показывает Кичиков, кассетами сеяли, она уже сантиметра три в диаметре, через неделю можно начинать продавать.

ВИКТОРИЯ ЮЩЕНКО

Капусту тоже скоро начнут рубить, есть ранние сорта. Сергей Кичиков и правда отлично ориентируется на поле: вот сорт «рамада», это пошел «парадокс». «Мегатонн», капуста на засолку, очень большая. Вдоль капустного поля движется трактор Т-70, за рулем — директор хозяйства Виктор Кичиков, он делает междурядную обработку от сорняков. В хозяйстве вообще трудится вся семья. Брат Сергея Викторовича занимается техникой, сестра — бухгалтерией, и даже сын Сергея, которому 22, уже выращивает зелень и даже имеет с нее неплохой доход.

Не думали расширить ассортимент продукции?

— Сейчас нет уже, хватает наработаться. Чтобы производство запустить, нужна техника. Комбайн стоит около восьми миллионов рублей, посадочная машина пять, бешеные деньги надо вкладывать. Нам надо покупать складскую технику. Для переборки, сортировки. Вот взяли бункер сортировочный, он тоже около пяти миллионов стоит. Для этого пришлось оформить льготный кредит в Россельхозбанке, техника подорожала в два раза. Нынче с деньгами туго: прошлый год был урожайный для картофеля, и его продавали всего по десять рублей за килограмм.

***
фото: Сергей Кичиков у поливальной установки;Виктор Кичиков обрабатывает капусту от сорняков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта