X

  • 26 Июль
  • 2024 года
  • № 81
  • 5580

Щепка, вымя… и другие способы развития речи

Когда на консультацию к логопеду Ольге Юрченко приходят дети с еще не развитой речью, она в первую очередь принимается расспрашивать родителей: как проходит день ребенка, сколько часов в день он играет, а сколько времени с ребенком проводят родители. Тут же выясняется, что ребенок по три, а то и пять часов глядит в экран гаджета или телевизора. А когда во что-то играет, телевизор работает фоном.

— За последние двадцать лет детей с речевыми нарушениями стало в шесть раз больше. Eсли раньше в четыре года детей с дефектами речи было только четыре процента, то сейчас — 25. Так говорит статистика, — говорит Ольга Александровна.

В ее практике были дети, которым «р» поставить не удалось -автоматизация была не закончена, родители просто сдались. Конечно, положительных примеров больше, некоторые по несколько лет с дефектами борются — получается. Возраста, в котором речь исправить категорически нельзя, нет, но есть причины, по которым дефект убрать невозможно. Из-за короткой уздечки, когда язык не может подняться к небу, или если это дети с ограниченными возможностями здоровья. Исправить-то можно, но трудно ребенку объяснить, а ему тяжело повторить.

Логопед использует зонды, массажеры. Опыт общения с инвалидами у Ольги Александровны есть -работала в реабилитационном центре. Сейчас из двадцати занимающихся трое инвалиды.

Раньше причинами дефектов были заболевания матери во время беременности или проблемы при родах, сейчас же проблемы больше социальные. Они перевешивают медицинские причины. Ольга Александровна советует ограничить время просмотра телевизора. Не сразу, постепенно, иначе ребенок начнет капризничать.

— Сейчас в телефоне родителей множество развивающих игр, ребенок увлеченно смотрит в гаджет, а когда ему предлагают пазлы собрать или пирамидку — он их собрать не может, инструкции родителей и логопеда не слышит, -сетует логопед, — не может переработать информацию и выполнить действие.

Поэтому работа Ольги Александровны с детьми от полутора лет начинается вовсе не с логопедических упражнений, а с взаимодействия, чтобы ребенок учился слышать и выполнять задания. Всегда нужно что-то перевернуть, взять, положить, вытащить — так он включается в работу.

На развитие не только телевизоры и телефоны влияют, но и стиральные и посудомоечные машины, пылесосы. Ребенок развивается в подражании: смотрит, как мама берет в руки грязную тарелку, как погружает ее в посудомойку, машинка шумит, и тарелка потом становится чистой. Eсли дети за этим процессом следят, то понимают последовательность действий, учатся анализировать. Но родители с детьми взаимодействуют мало, да и сами чаще заменяют общение смартфоном.

— Представьте, папа идет с ребенком за руку — кажется, гуляет, но при этом смотрит в смартфон. Одно дело время с ребенком провести, и совсем другое с ним пообщаться. Качественное времяпрепровождение и есть развитие. Можно просто идти по улице рядом, а можно рассказать, что это за цветок такой, послушать, как шелестят листья деревьев. Родители много времени уделяют здоровью, но не думают, что нужно начать с себя — побольше общаться с ребенком, попытаться его понять. Eсли ребенок, к примеру, капризничает на детской площадке, стоит ему показать, как нужно, самому слепить что-то из песка, тогда ребенок поймет — это безопасно, — советует Ольга Александровна.

Помимо здоровья ребенка, родителей заботит подготовка к школе. Считают: чем раньше — тем лучше. Логопед считает по-другому.

— Родители закупаются пособиями, прописями — начинают заниматься рано, буквы учат с двух лет. Мама будет гордиться, а ребенку это пока не нужно, сразу читать он не начнет. Все занятия дошкольника должны проходить в игровой форме, так ребенок будет меньше уставать, развиваться. Вот и весь секрет. Eще важно, чтобы игры соответствовали возрасту. Обучение должно идти последовательно.

На занятия по подготовке к школе к Ольге Александровне ребенка лучше приводить с пяти лет раз в неделю.

— У ребенка будет больше времени, чтобы все последовательно усвоить. В шесть дети могут знать печатные буквы, писать слова и предложения, читать, — говорит логопед.

Кстати, что именно будет читать ребенок — неважно, главное, чтобы ему книга или даже комикс нравились.

…Ольга Юрченко работает со специальными пособиями, они постоянно переиздаются. Во многих есть картинки, не знакомые современным детям. Когда Ольга Александровна показывает картинку шапки-ушанки, ребенок предполагает, что это ежик, в чайнике со свистком дети видят кастрюлю, а о существовании щепок не знают вовсе — просто не могут назвать, что это за предмет такой. Кажется, скоро дети не будут знать, откуда берется молоко. Как раз недавно логопед рассказывала пятилеткам, что такое вымя.

***
фото: Ольга Юрченко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта