X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

О чем река не расскажет берегу

Сергей Каплин, начальник областной государственной инспекции по маломерным судам, подает мне руку, через мгновение я оказываюсь в катере ГИМС МЧС России, а еще спустя пару минут мы с фотографом сидим в спасательных жилетах. Перед выездом инструктаж. И полный вперед — изучать, что показала обмелевшая река.

Уровень воды в реке обнажил то, что скрывалось от глаз годами: топляк — старые бревна, торчащие из воды, и теперь практически голые (безводные) берега, усыпанные бревнами и покрышками. Проплываем водозабор ТЭЦ-1, здесь топят баржу-«немку»: нагружают ее песком, чтобы она опустилась на дно и удержала нужный для забора уровень воды.

— Eсли уровень воды ниже опустится, то отопления, горячей и холодной воды у горожан не будет — но это критическое время. Всего таких «немок» здесь поставят три, с помощью них получится плотина, тогда вода поднимется, а для работы ТЭЦ будет установлен нужный уровень воды, — объясняет Сергей Сергеевич. Пока другого метода не придумали.

Из воды торчит кусок затопленной баржи. Места опасные, комментирует Каплин, большой риск на детали таких барж или бревна напороться. А когда вода поднимается, то баржи не видно, и если кто-то решит на катере тут прокатиться, может и не заметить, тогда аварии не избежать.

Дальше по реке открывается вид на причалы, а на них покрышки одна к другой прикреплены — сюда пришвартовываются суда и баржи, а покрышки для их защиты, чтобы корпус о причал не повредить. Eще по причалу, по внешнему виду его стоек, можно отследить, до какой отметки вода в Туре поднималась — с них, как правило, давно слезла краска, местами они и вовсе заржавели.

На правом берегу Туры сброс ТЭЦ-2, рядом груженые баржи -тронуться с места и отправиться на Север они не могут, слишком мало воды.

Сергей Сергеевич смотрит на приборную панель — глубина четыре метра, дальше 4,1, 3,8, 3,4… 2,6… мелко. На панели виден и маршрут, и температура воды — 20 градусов, и скорость катера.

— Инспекторы, — рассказывает Сергей Каплин, — проходили по Туре, замеряли глубину и возможные опасности на дороге, чтобы на скорости идти можно было без опаски.

ГАЛИНА АКИМОВА

Мы плывем против течения, и Сергей Сергеевич скорость снижает, чтобы на бревна не напороться (по течению, поясняет он, не так опасно: катер немного зацепится и тут же проскользнет мимо).

— Раньше я работал главным государственным инспектором по маломерным судам — еще тогда предлагали плотину ставить, чтобы уровень воды не больше, чем на полтора метра менялся. Но нам нужно делать шлюзы. В 2021 году я ездил на Волгу, там плотина стоит, река широкая, пять, а то и все шесть километров в ширину — там шлюзы стоят, всего три-четыре плотины, и уровень воды везде одинаковый, не сравнится с нашими голыми берегами, — рассказывает Сергей Сергеевич.

Проезжаем судно с осадкой 180 сантиметров. Тоже ждет большей воды. Для сравнения, у теплоходов, что катают нас по Туре, осадка 70-80 сантиметров.

Попадаем на Круглое озеро -где-то сидят рыбаки, встречаются и загорающие. Сергей Сергеевич по громкоговорителю предупреждает: следите за детьми. Здесь берег обнажается еще сильнее, а через мгновение мы на собственном опыте узнаем, что на озере Круглом есть мель, но благополучно снимаемся с нее — все-таки Каплин профессионал.

***
фото: Сергей Каплин;Так крепятся покрышки.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта