Удивительный владелец березового жезла
Вам когда-нибудь доводилось видеть человека, который имеет все категории прав?
А человека, который может починить любой мотор — от лесозаготовительного станка до моторной лодки или часов? Того, кто прыгал с парашютом, объехал по воде всю Тюменскую область, обезвреживал опасного преступника и включал первый в городе светофор? Все это о ветеране Госавтоинспекции Владимире Блинкове, с которым мы встретились в преддверии его профессионального праздника 3 июля.
Владимир Андреевич родился в Ярково, получил профессию механика в лесотехническом техникуме. Успел поработать на лесозаготовительном предприятии, а позже ему предложили место преподавателя в автошколе ДОСААФ. В то время он и с женой познакомился, тоже, кстати, на дороге! Молодая медсестра ехала на велосипеде в пионерский лагерь на осмотр детей, а навстречу ей ехал на мотоцикле молодой учитель. В этом году отметят бриллиантовую свадьбу.
— Учил я там самый простой народ, большая часть мужчин были гораздо старше меня, — вспоминает Владимир Блинков, — авторитет у них можно было только трудом заработать. Учились и девушки, совсем юные. Учебная машина была ЗиЛ-151, чтобы его завести, нужно было дернуть рычаг, на который и у меня не всегда сил хватало, а девчонки ничего, научились, многие потом по специальности работали. А через пять лет я получил направление от комсомола на работу в ГАИ: им нужны были сотрудники, которые разбираются в технике. Так в середине шестидесятых мы переехали в Тюмень.
Первые полгода Владимир Андреевич работал инспектором отдела регулирования уличного движения. В его обязанности входило патрулировать дороги, проводить техосмотр и проверять водителей. Но первостепенной задачей в пять утра каждой смены было включить все четыре городских светофора — на перекрестках улиц Первомайской и Ленина, Первомайской и Республики, Орджоникидзе и Ленина, Орджоникидзе и Республики. В 10 вечера их так же выключали, чтобы мотор не перегревался.
— Они с механическим приводом были, внутри стоял моторчик и реле — переключатель. Светофоры эти были самодельные, в старом здании ГАИ на улице Кирова, 24 была даже комнатка специальная с запчастями, которые собирали для их ремонта, только линзы были привозные. Позже они стали автоматическими, с каждым годом их становилось больше. Горожане быстро поняли, что к чему, но заторы все же возникали, когда приезжали деревенские и вставали посреди дороги, не понимая, куда двигаться.
Позже Владимира Блинкова перевели работать в транспортное управление, в комиссию, которая занималась приемом экзамена у водителей. Все водители в СССР имели квалификацию от 3-го (низшего) до 1-го класса. Категорий с латинскими буквами тогда еще не было. Претенденты сдавали экзамен по устройству, техническому обслуживанию и основам эксплуатации автомобиля. Второй экзамен был по правилам движения. В права, как в зачетку, ставили оценку за уровень знаний, а вот за практическое вождение ставили просто «зачет». Владимир Андреевич считает, что был добрым экзаменатором. К слову, на той службе ему пытались дать самую большую взятку.
— Экзамены мы принимали не только в Тюмени, командировки были и по области, и на север -для техосмотров и приема экзамена. Этот случай был в Заводоуковске, группа из 30 человек скинулась по пять рублей, положили деньги в конверт и мне в карман подсунули. Я как нашел, запаниковал, начал звонить начальнику, узнавать, считается ли это, что я деньги взял. Он мне тогда сказал, что не сомневается, что я бы ничего не взял, а как с учениками разбираться, предоставил мне решать самому. Я старосту попросил при мне всем по пять рублей обратно раздать и лекцию прочитал, что за такие выкрутасы инспектор может года на три в тюрьму сесть. Мне и после пытались давать взятки, бывало даже, что у квартиры в подъезде подарки оставляли. Мы их просто не трогали, соседи потом забирали.
До самого выхода на пенсию в 1990 году в должности старшего инспектора Владимир Блинков продолжал работать в патрулях на улице. Патрули, к слову, тоже подразумевали дальние командировки. Одного инспектора могли отправить, например, в Тобольск, проверять всех, кого встретит по пути. Штрафовать он никогда не стремился, всегда сперва старался поговорить с нарушителями скорости, по его словам, ни разу не было такого, чтобы после разговора кто-то попадался повторно. Для таких нарушений у советских водителей был талон предупреждения, куда ставились дырочки за каждый случай. Три дырочки — комиссия и лишение прав. А вот с пьяными водителями не церемонился. Но не всегда и не все спешили останавливаться, приходилось участвовать в погонях, даже со стрельбой.
— Количество и тяжесть аварий возрастала с каждым годом, так как становилось больше машин. Чем лучше дороги, тем больше скорость, больше аварий — все закономерно. В начале моей работы асфальт заканчивался на улице Холодильной, дальше грязь, колея и изредка щебенка, так не разгонишься. Самая большая на моей памяти авария была в Сорокино: водитель «Урала» не справился с управлением и раздавил маршрутку, погибло 13 человек. Был еще случай, когда при мне сбили девочку. Нас обучают первой помощи, но травмы были серьезные, и я повез ее в больницу. Не успели.
Eще один случай запомнился жене Владимира Андреевича. Однажды вечером по радио передали: «Инспектор ГАИ Владимир Блинков, рискуя собственной жизнью, задержал опасного преступника». Как оказалось, один мужчина выстрелил другому в живот, а Владимир и его напарник как раз были рядом, тихо подъехали, инспектор выскочил и огрел преступника по голове. Из оружия при нем был только самодельный жезл, вырезанный из березы.
В качестве служебного автомобиля Владимир всегда выбирал мотоцикл, у него к ним особая любовь. Eще в юности он из запчастей собрал свой первый, потом с первых заработков купил «восход». Жена смеется, что даже когда дети были совсем маленькие, ездить приходилось в коляске, первая машина в семье появилась только в конце восьмидесятых — «нива». Несмотря на возраст (ему 82), Владимир Андреевич все еще водит и сам чинит свою машину. Только от любимых прогулок по воде на моторной лодке пришлось уже отказаться — в свое время он мог уплыть в путешествие на несколько недель (а перед этим всю зиму копить талоны на бензин).
— Я не могу сказать, что в наше время было сложнее, сегодня на сотрудниках ГАИ большая ответственность. Больше дорог, в сотни раз больше машин, новые правила, знаки, распоряжения. Когда я начинал, ни у одного сотрудника не было высшего образования, сегодня же ребята грамотные, ответственные. Я хотел бы пожелать им держаться друг за друга, уважать и ценить свой коллектив.
***
фото: Владимир Блинков;Сохранившийся у него талон предупреждения без единой дырочки.