Светофоры работают как им положено
Вся стена в центре управления дорожным движением «Тюменьгортранса» увешана мониторами. Сидящие за столами девушки-инженеры наблюдают за всеми 406 светофорами.
— Конечно же, они не просто наблюдают, — говорит заместитель директора «Тюменьгортранса» Руслан Тимерзянов. — Слева ведущий инженер Ольга принимает заявки, направляет бригады, определяет, где что работает, а где нет, какие неисправности возникли. За другими мониторами следит Eлена, она тоже ведущий инженер и на основе данных мониторинга создает режим работы светофоров.
Ольга внимательно смотрит на картинку с улицы Мориса Тореза, где в крайнем правом ряду перед выездом на улицу Республики столкнулись автомобили. Открывает картинки с камер соседних перекрестков — смотрит весь узел, чтобы оценить, насколько велик затор, и в случае необходимости продлить время горения стрелки.
Система, с которой работают девушки, — собственная разработка «Тюменьгортранса». Вот на компьютере у Ольги онлайн-карта города. Желтые — это светофоры Т-7. Их 24. Такие ставят у учебных учреждений, они моргают желтым и ничего не регулируют. Знак «кирпич» показывает ограничения. Eсли кликнуть, то сразу видно, что ремонтируют, кто подрядчик, какой срок. А зеленые и синие значки — это светофоры.
Eсли посмотрим на карту там, где улица Первомайская пересекается с улицей Ленина и весь квартал рядом, — все отмечено зеленым.
— Это такая сетка. И режим каждого из светофоров зависит от другого, все увязаны между собой, -говорит Руслан Вагисович.
— То есть это такой зеленый коридор?
— По сути, да, это так высчитано.
— Он только на центральных улицах?
— Он там, где правильно. Eсть расчет, формулы моделирования, есть инженеры, которые регулируют, и это не зависит от чьего-то желания. Eсли где-то, возможно, делают зеленые для передвижения правительства, то у нас точно нет. Никто не включает такое специально для кого-то, я никогда даже не слышал о таком в Тюмени.
Синим в программе отмечены светофоры, которые работают в адаптивном режиме от детекторов. Детектор — это направленная в определенное место камера. На компьютере видно, как рамка ловит проезжающий транспорт и определяет интенсивность потока. Автоматизированная система в рамках заданных параметров может его регулировать.
К примеру, в схеме работы светофора в адаптивном режиме на перекрестке улиц Гранитной — Чернышевского указаны фазы и секунды. Желтый сигнал (или, как его называют, переходный такт) меньше трех секунд быть не может, а больше — пожалуйста.
— Все зависит от геометрии перекрестка. Eсли он большой, и машинам нужно время его покинуть, то желтый будет гореть дольше, -поясняет Руслан Тимерзянов. -Eсть национальный стандарт и параметры, которые менять никто не имеет права — это минимальные значения.
На этой же Гранитной улице в рамках от 16 до 46 секунд светофор может регулировать себя сам в зависимости от загруженности. На этом объекте, например, час пик с семи до девяти утра. На каждом перекрестке города он свой. Более того, зимой он один, а летом другой. На пересечении Гранитной и Чернышевского кроме камеры-детектора есть еще одна камера. Передаваемый ею сигнал выводят на монитор, и мы видим пешехода так близко, что можем рассмотреть бренд его сумочки, но интересует операторов совсем не это, а возможность увидеть затор со всех сторон.
— Кроме того, у нас есть камеры безопасного города, эту сетку мы тоже видим, все приходит в единую сеть, — продолжает Тимерзянов. — Вообще-то сама картинка детектора не так уж важна, как отчет, который с нее приходит инженеру. Вот пример такого отчета. У нас всего 13 видов транспортного потока. Легковые, грузовые, полуприцепы, автобусов только три вида. Скорости разные и средняя высчитываются по-разному и разный радиус. Не все так просто. Много параметров. Некоторые камеры в системе мониторинга транспортных и пешеходных потоков обучены нейросетью, такие еще и пешеходов считают. Но адаптив для пешеходов, как для транспорта, мы не делаем, ведь у каждого датчика есть погрешность, если по машинам она маленькая, то по пешеходам, если случайно не увидит какого-то маленького мальчика и не включит ему зеленый, то может быть беда. Это опасная штука. В такие игры мы не играем. Надежнее оборудовать светофор кнопкой. Нажал — и иди.
— Часто камеры выходят из строя? Залепляет снегом зимой?
— Летом мы моем их раз в месяц. Весной и осенью, понятно, чаще. Светофоры моют отдельно и три раза в год, это другая работа. С ними работают с земли и моют «керхером». За камерами ухаживает отдел программного обеспечения — камеры находятся в десяти метрах над землей, поэтому используется вышка и мягкое полотенце, а также средство для отмывания стекол. Eсть еще отдел эксплуатации, который обслуживает все остальное в пределах перекрестка — наносит разметку, чинит знаки. Eсть оперативно-диспетчерская служба — это электромонтеры. Такая большая у нас светофорная служба.
— 1 января 2014 года запущена автоматизированная система управления, многое ли изменилось за девять лет?
— Меняются технические характеристики, но не суть. Раньше как было? Сидел диспетчер и принимал звонки. Бригада ездила по городу, обслуживала, чинила, получала заявки. Это очень влияло на сроки устранения неполадок. Но за годы работы меньше не стало. Просто чем умнее система, тем тяжелее инженеру с ней работать.
— А если вдруг все зависнет? Светофоры погаснут?
— Это никак не повлияет на режим работы светофоров. У них установлена спецзащита, если пропала связь, они будут работать автономно, как положено, в заданном режиме. У них вообще есть аварийные режимы. Ничего с ними не произойдет.
***
фото: Юлия Батурова, ведущий инженер.;Ведущий инженер Елена в пункте управления