Люди в черном в комедии дель арте
«В черной-черной комнате», -так могла бы начинаться не только детская страшилка, но и история про театральную лабораторию «Я — город», которая стартовала 7 июля. Ребятам из обеих групп, а это современный перформанс (руководитель Александр Цереня) и комедия дель арте (руководитель Ильяс Гирфанов) велели надеть черную одежду.
«Наверно, чтобы нас не было видно на черном фоне», — предполагает одна из участниц. Залы в молодежном театральном центре «Космос» — черные. Я же смотрела на эту одежду — кто-то сразу приходил в ней — и думала, что по такой погоде это слишком экстремально.
Кстати, подобралась очень разношерстная публика, вряд ли собравшаяся бы в иных обстоятельствах: психолог, журналист, парочка драматургов, поэты, пенсионеры. Конечно, поэты-пенсионеры тоже. Кто-то увлекается медитацией, сосредоточен на гармонии, вот танцор, световик молодежного театра «Ангажемент».
62-летняя Тата Брылина — непрофессиональная актриса театра и кино, и очень этим гордится. Для работы она готова на все, хоть голову обрить, хоть что, предупреждает она сразу.
Алла тоже пенсионер, пишет стихи, она довольно замечает: «Я обожаю молодежь и хожу на все лаборатории, люблю делать что-то новое». Татьяна Носкова тоже пишет стихи, была участницей прошлогодней лаборатории «Драма».
…Первое занятие началось. Мы сидели в кругу на большой сцене, и, как индейцы, нащупывали какую-то невидимую связь с миром и друг с другом. Александр Цереня, руководитель группы современного перформанса, рассказал о себе и своих театральных достижениях, а потом махнул рукой: «Вообще все это неважно. Главное быть в моменте».
Группа дель арте перешла в малый зал, Ильяс Гирфанов рассказывал и показывал им маски. Например, Капитан — трус, прикидывающийся храбрецом, важничающий человек без реальных достоинств. Для освоения многих традиционных техник необходимы годы -например, чтобы освоить походку Арлекина. Это какое-то извилистое хождение — не каждый овладеет сразу.
Что интересно, в лаборатории собираются делать современные маски, нужно будет выбрать типаж и постараться обобщить — например, условно — «тюменский продавец магазина», постараться утрированно изобразить этого человека и сделать укрупненно персонаж, маску. Кстати, о масках — участники будут сами делать маски. И даже с друг друга. У Ильяса, например, уже есть такая маска с себя — он пошутил, что его мама посматривает на нее в его отсутствие.
Исторически, как и во многих других европейских театрах, в комедии дель арте играли только взрослые мужчины и старики. Это позволило некоторым участникам назвать его сексистским, в том числе и самому руководителю направления Ильясу Гирфанову, но также и драматургу Марине Дады-ченко, которую волнуют гендерные вопросы. Ильяс сказал, что, возможно, дело в том, что гастролирующую труппу в те времена легко могли остановить разбойники.
…Задания, которые давал Гирфа-нов, оказались очень сложными -на координацию и работу мозга. Кажется, легко — нужно просто дойти до стула в контакте с другим участником. Потом есть еще разминка — несколько участников в поле и передвигаются за главным, повторяя все его движения. При этом были еще такие мелочи, которые совсем не мелочи, например, реакция на шум, — если из зала шел любой шум, человек на сцене должен его оценить, посмотреть, все ли в порядке? Eсли человек совершал ошибку, его, конечно, не вздергивали, а поддерживали аплодисментами.
В комедии дель арте есть еще принцип — все должно быть красиво. Поэтому висящее сверху кучерявое облако, оставшееся после другого спектакля, вызвало вопросы у руководителя. Приклеенная на полу скотчем линия должна быть ровной.
Для участия в лаборатории кто-то специально освободил все время, кто-то постарается совмещать, хотя руководители требуют достаточно серьезного отношения и присутствия — идеальное участие предполагает, в принципе, занятость с утра до позднего вечера. Да еще есть домашние задания, а кто-то из участников покупает необходимое для изготовления масок на всех.
…Кстати, все участники задались вопросом, что такое театр. Были разные ответы — свобода, дружба, инструмент, радость, чувство сопричастности. Кажется, ни одно определение не повторилось. «А для меня театр — это человек», -сказал Александр Цереня. И еще все согласились, что сказанные слова вместе определяют то самое — театр.
***
фото: Ильяс Гирфанов в маске Капитана;Поэт Татьяна Носкова.