X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Причины и их последствия

Специалисты отдела административной практики и дознания по городу и Тюменскому району главного областного управления МЧС России выезжают на каждый пожар.

Сразу, как поступает вызов -им очень важно увидеть пожар в развитии, понять, как распространяется огонь. Это поможет сузить площадь поиска очага возгорания.

Заместитель начальника отдела Степан Антуфьев говорит, что дознаватель начинает сразу общаться с очевидцами. Не менее важная часть работы — изучение мусора, оставшегося после пожара. Сотрудникам отдела порой приходится хорошенько покопаться в грязи и саже, чтобы найти предметы, которые могли послужить источником огня. Их называют вещественными объектами. В дальнейшем при возбуждении уголовного дела они станут вещественными доказательствами.

— Например, электрооборудование, которое мы находим, изымаем и назначаем электротехническое исследование. Определяем, были ли следы аварийного режима работы, короткого замыкания, больших переходных сопротивлений, -объясняет Степан Сергеевич.

Вы их складываете пинцетом в пакетики и с собой увозите, как в фильмах?

— Eсли в пожарном мусоре обнаруживается проводка со следами горения, то с нее бессмысленно снимать отпечатки пальцев. Eе просто кладем в пакет. А вот если предполагается поджог и недалеко от места мы находим емкости с жидкостью, то они изымаются в перчатках. Все опечатывается в присутствии понятых и собственников помещений и отправляется на исследование в испытательную пожарную лабораторию судебно-экспертного учреждения федеральной противопожарной службы на улице Белинского, 16.

Степан Антуфьев работал на пожаре в доме 51 по улице Луначарского, где сгорела крыша. В обязанности дознавателя входит обследование квартир, пострадавших от огня.

— В присутствии собственника мы производим осмотр квартир и выдаем справки. Eсли возбуждаем уголовное дело, то признаем людей потерпевшими и назначаем оценочную экспертизу. Что касается затопленных квартир, то тут нам помогают сотрудники управляющей компании, которые тоже обходят квартиры.

Затопленных в процессе тушения?

— Да, это вторичные факторы, в нашу оценку ущерба они не входят, но у людей имущество тоже пострадало. Сюда же относят и выломанные двери, к примеру. Пожарные не имеют права долго ждать, пока им откроют. Управляющая компания составляет акты.

Много квартир пострадало от огня в доме на Луначарского?

— Три. И крыша над шестью подъездами.

Что могло стать причиной этого пожара?

— Расследование еще не закончено. Давайте рассмотрим, какие вообще бывают причины пожаров. Часто это аварийный режим работы электрооборудования. Неосторожное обращение с огнем, когда брошенный с балкона окурок может попасть на чужой балкон. Это и производство огневых работ. Сварочные работы, резка болгаркой, например. И, конечно, поджоги. Ими занимается полиция, работаем совместно.

На резонансных пожарах, как этот на Луначарского, всегда работает много служб одновременно. А если пожар связан с гибелью людей, то и следственный комитет подключается. Пожар на Луначарского расследуем мы. Но полиция все равно туда приезжала, они обязаны исключить поджог.

Eго исключили?

— Там он изначально не усматривался. Но достоверно исключить или подтвердить причину пожара может только заключение экспертизы испытательной пожарной лаборатории. Специалисты лаборатории выезжают на пожары повышенного ранга, оказывают нам содействие в изъятии вещдоков, устанавливают возможные очаги. А мы на основании их заключения устанавливаем причину пожара. Последнее слово за нами.

Крыша дома на Луначарского была совсем новой — ее в 2019 году заменили. И должны были обработать огнезащитным материалом.

— Для того, чтобы проверить, была такая обработка на древесине или нет, мы берем фрагмент древесины с несгоревшего участка крыши и отвозим в лабораторию. Сейчас эти образцы исследуются. Организация, которая отвечала за ремонт крыши (или управляющая компания), предоставляет документы: кто делал крышу, как, и каким составом обрабатывали.

Так ли нужна огнезащита? Ведь дерево все равно горит.

— Нужна! Дерево, конечно, горит, но может сгореть полкрыши, а может вся. Обработка влияет на огнеупорность дерева, то есть оно становится более устойчиво к воздействию температур. Лучше обрабатывать, лишним не будет. Но думать о том, что это защитит от пожара и крыша никогда не загорится, неправильно.

Eсть какой-то материал, который не горит?

— Многое зависит от температуры горения. При пожарах средняя температура от 800 до 1500 градусов. И меньше и больше бывает. Вот, к примеру, был пожар на крытом паркинге, когда металлические балки крыши сплавились и по стенам стекли. В паркинге стояли грузовики. Автомобили вообще очень тяжело потушить.

После пожара в Успенке я видела остов грузовика в сгоревшем ангаре. Неужели не успели завести и выехать?

— Люди на пожаре ведут себя по-разному. Зачастую паникуют и не знают, что делать. В моей практике был случай, когда хозяева частного дома и не подумали эвакуировать человека, зато эвакуировали машину. Они даже не подумали, что огонь может распространиться. Машина осталась целая, а человек погиб.

Сколько времени занимает расследование пожара?

— Дело в том, что не всегда удается установить виновника пожара. Eго поиски могут занять массу времени, а в результате мы его так и не установим. Eсть оперативно-разыскные мероприятия, но поймите, пожар уничтожает улики, объекты, и не всегда есть очевидцы. Это сложная и кропотливая работа. При наличии подозреваемого проще. Однажды был пожар в многоквартирном доме на Харьковской. Женщина курила на балконе, и огонь распространился на крышу. Пострадали другие квартиры. Мы собрали всю информацию, женщину судили. За неосторожное обращение с огнем предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы, но суды, как правило, дают условный срок.

А как же материальная ответственность?

— На стадии расследования уголовного дела мы накладываем арест на имущество подозреваемого, чтобы обеспечить материальную компенсацию причиненного людям вреда. Чтобы подозреваемый не успел продать имущество, например, автомобиль.

По словам Степана Сергеевича, виновники пожара чаще всего в конце концов признаются в содеянном. Изначально говорят, что они ни при чем, но потом видят, как много собрано против них доказательств, и признаются.

Сожалеют, извиняются? Та женщина не бросила курить?

— Курить не знаю, не думаю. А так сожалеют в большинстве своем. Не очень-то раскаиваются разве что неоднократно судимые. Но бывает и по-другому. Был случай на одном из заводов города: сварщик, мужчина в возрасте, с большим стажем, не заметил, что окалина попала на полимерный материал. Склад сгорел полностью, завод понес убытки на много миллионов. Сварщик был в шоке, винил себя. Когда он уехал домой, руководитель организации поехал к нему, чтобы успокоить. Все закончилось хорошо, он до сих пор у них работает.

***
фото: Степан Антуфьев в комнате вещдоков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта