Автомобили и машинки автомоделиста
Владимир Кипер, председатель областной федерации автомодельного спорта, сменил больше десятка машин… речь, конечно, о моделях.
Интерес к машинам, как это обычно и бывает у мальчишек, пришел в детстве. В 1975 году Владимир попал на урок по автомоделированию, тогда в Тюменской областной станции юных техников, ныне -в центре науки, экологии и техники, преподавал Владимир Огибенин. Eму удалось влюбить ребят в автомодельный спорт — Владимир Павлович вскоре и сам стал преподавателем, в следующем году он отметит профессиональный юбилей, 40 лет работы.
Сначала Кипер смастерил аэромобиль, первая модель проехала со скоростью 123 километра в час и принесла создателю первое место на областных соревнованиях. Потом стал собирать гоночные, в седьмом классе построил модель Skoda 110 Super Sport. Спортивные гоночные его привлекали тоже, но, говорит, адреналина хватало и в автомодельном спорте. А на дороге, когда сам за рулем, старается водить аккуратно.
Опыт вождения у Владимира Павловича тоже внушительный -больше тридцати лет. За это время сменил четыре автомобиля, сейчас ему служит пятый — «тойота рав-4». А первым автомобилем был отцовский «запорожец».
— Отец его до винтика разобрал, а я перебрал все узлы и агрегаты, потом перекрасили его из красного в зеленый — так я на нем и проездил лет пять, чего я только с ним не делал: молодые были, все тюнинговать старались, это нормально для молодежи — хочется выделяться, — вспоминает Влади -мир Павлович. — Eще с товарищем любили погонять тут же в «Юном технике» и ремонтировали здесь -колоссальный опыт ремонта автомобилей получили.
Как впервые выезжал на дорогу, помнит хорошо — зашкаливал адреналин, а машина шумела, как настоящий гоночный «феррари».
Но Владимир Павлович со своим «запорожцем» особенно из потока машин не выделялся — горожане все на подобных ездили.
Когда «запорожец» свое отслужил, ему на смену подъехала «копейка». ВАЗ-2101 «жигули» Владимир Павлович отреставрировал, покатался, а вскоре приобрел новую «девятку». Через несколько лет «девятку» заменила «киа спортейдж», потом «опель зафира».
— Машин на дорогах раньше было меньше, а беспорядка больше, -говорит Владимир Ки -пер. — Со временем ситуация переменилась: в городе много развязок, дорожная инфраструктура логичная, установлены камеры, чтобы меньше нарушали. Организация дорожного движения, на мой взгляд, одна из самых продвинутых в России, а я во многих городах был.
Eще несколько преимуществ дорог и развязок — от дома до работы стало добираться быстрее (Владимир Павлович живет в залинейной части города). Три минуты — и на месте. Иногда добирается на велосипеде за пятнадцать минут. Но «стеллс» он берет нечасто, по крайней мере, в последнее время, чаще все-таки добирается на машине.
Иногда удается целое автомобильное путешествие, на «тойоте» Владимир Павлович ездил в Польшу, на международные соревнования по автомодельному спорту. Бывало, что пересаживался на арендованные автомобили — за рулем после чемпионата мира в Швейцарии проехал через всю Eвропу.
— В Базеле такого потока машин, как у нас, нет. Автомобили проезжают по тоннелям, промежуточных развязок нет. Организация движения там мне понравилась, -рассказывает Кипер.
На машине он исследовал Крым, Молдавию. В дальних поездках технических поломок не случалось, только иногда заканчивалось масло, и колесо пробивало, но это мелочи — к поездкам машину готовил тщательно.
— На техническое обслуживание машину загонял или сам что-то исправлял. Масло, фильтры, обычно все держу на контроле, — объясняет Кипер.
— В гараже с машиной возитесь?
— Времени свободного сейчас меньше, использую каждую минутку. В гараж машину только загоняю, ну еще колеса там храню.
— Менять автомобиль не собираетесь?
— Пока «тойота» устраивает, тем более сейчас автомобиль уже не роскошь, а средство передвижения, да и цены почти в три раза выросли. Пока не загадываю — радуюсь, что автомобиль не ломается и главное предназначение выполняет — комфортно доставляет из пункта «а» в пункт «б».
***
фото: Владимир Кипер.