Эмпатия отпускается без рецепта
Недавно мне на глаза попалось исследование, что сочувствие, проявляемое врачом, снижает преждевременную смертность у пациентов с диабетом второго типа.
Известно, что эмпатия уменьшает боль пациентов и повышает их удовлетворенность медицинской помощью. И наоборот: отсутствие сочувствия со стороны лечащего врача может усугубить тяжесть течения заболевания.
Значит ли это, что врачу необходимо проявлять эмпатию? Вопрос, однако, спорный.
Эмпатия есть способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Все, что связано с эмоциональной сферой нашей психики, очень хрупко, сложно, непонятно, а главное — не вполне профессионально: сами врачи, как правило, считают, что их задача -грамотно наблюдать и лечить пациента, а утешать его и жалеть -удел родных и близких. Но не все так просто. Эмпатия так или иначе нужна всем, вне зависимости от рода деятельности, ее можно отнести к разряду высших когнитивных функций человека, а в отношении работника — к группе так называемых soft skills, то есть навыков не профессиональных, а личностных, но не менее важных для любого рода деятельности.
К тому же эмпатия бывает разной. У большинства людей этот термин ассоциируется с чем-то глубоко эмоциональным — например, тяжелобольной умирающий пациент и врач, который гладит его по плечу со скорбным выражением лица и подает носовой платочек для утирания слез. Такого рода связь с кем бы то ни было, конечно, глубокая и эмоционально окрашенная, но в профессиональной деятельности не вполне уместна, поскольку любое пропускание чужих эмоций через себя, особенно регулярное, неизбежно и довольно скоро приведет к выгоранию, нервному срыву и другим неприятным последствиям. Я в своей работе предпочитаю подключать эмпатию когнитивную: анализирую состояние пациента, в том числе психическое, понимаю, что он чувствует, и исходя из этого корректирую свое поведение, подбираю нужные именно этому человеку слова, стараюсь утешить или успокоить, не испытывая при этом таких же сильных чувств, как тот, на кого моя эмпатия направлена.
Да, этот рациональный подход тоже по-своему энергозатратен, но не терзает мою душу так, как это происходило бы при полном погружении в мир эмоциональных переживаний моих пациентов. Со стороны может даже показаться, что я холодна и отвечаю сухо. Увы, это не так: я как раз человек с сильной эмпатией и могу прочувствовать другого человека так, что захлебнусь в слезах. Но это не поможет ему и повредит мне, поэтому я предпочитаю выстроить эмоциональный барьер, чтобы не дать себе утонуть в тоске и жалости к умирающему онкобольному. За пять лет работы на участке я научилась блокировать подобную «неправильную» эмпатию, чтобы не пришлось потом брать вынужденный отпуск или обращаться за помощью к психологу, и использовать только когнитивный ее вариант — чуть пресный, но и более безопасный для меня, суть которого можно описать одной фразой: «Я понимаю ваши чувства».