Летний дух сибирских сказов
Владимир Галкин. Чудные зерна. Советский писатель, 1991.
Ароматное народное слово, где каждая фраза -как камушек самоцветный. Волшебный мир сказки создавался с незапамятных времен, когда человеку было неведомо не только печатное, но и рукописное слово. Сказка жила и передавалась из уст в уста, переходила из поколения в поколение. Не менее важным было это слово поймать, зафиксировать, бережно передать.
Одна из любимых книг детства -«Чудные зерна» собирателя сибирского фольклора Владимира Галкина. Тут и добрый сказочник Eремей Стоеросов, который короба по-разному плел: «для клубники ведерком высоким, для малины коробком мелким, корзина и в руках удобна, и для глаза загляденье». Все хотели послушать Eремеевы байки. А собирался народ так: «Мать какого-нибудь мальчонки придет, зашумит: «Байки слушает, а поутру не добудишься!» Но другие на нее зашикают: «Бери, тетка, мальца своего, да нам не мешай!» Баба замолчит. Постоит, постоит, да и присядет в уголке: «Эвон как складно сказывает!»
Летним духом, разнотравьем, скошенной травой и разгоряченным работой телом веет от сказа «Луговая дева». Дева непростая, «кто ее встретит, тому в работе удача: и скот сытый, и пашни богатые, и охота хорошая. А кому доведется увидеть, как она поутру косу заплетать станет, тому счастье в жизни».
Два персонажа: антигерой — жаднючий Нефед Дыркин, который надумал лесные поляны выкашивать, и герой — работник его Василий. Василию за доброту его и трудолюбие и явилась Дева Луговая во всей красе. Да не только камнями драгоценными одарила, но и замуж за него захотела. Правда, сила из Девы в этом случае уйдет волшебная. «На том месте, где березка была, поднялась девица: волосы словно лен, белые, глаза — цветы лазоревые. Мужики сначала рот разинули, а потом нарекли: «Он — Василий, а она Василисой пусть будет».
Любава, коса — пятерней не обхватишь, могла щукой в омут нырнуть али птахой взлететь, Баба каменная, что все село в страхе держит, Шмырихин козел, что коров от волка спас, телега певучая с музыкальными колесами, которую сам градоначальник заполучить захотел, иголка и волос волшебный, если вышить им человека или птицу -оживут. Все это с детства впитанные истории, с лукавинкой, с добротой, с благородством, о жизни далеких наших прадедов.
***
фото: