X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Гудок локомотива… и столько воспоминаний

Недавний гудок, или, правильнее сказать, свисток, локомотива около нашего железнодорожного вокзала вызвал у меня волну воспоминаний и грусти.

В выпускном десятом классе гудки, скрежет металла, пыхтение паровоза, когда он набирал скорость, вызывали желание куда-то уехать и как можно скорее увидеть другие города, надежду на поступление в институт. Мечты мои исполнились, я поступила в Московский химико-технологический институт имени Менделеева и много ездила по железной дороге.

Российским железным дорогам больше двухсот лет: их прародительницей считается Змеиногорская чугунка на Алтае, спроектированная и построенная инженером Петром Козьмичем Фроловым в 1809 году. Эта рельсовая дорога на конной тяге соединяла рудник с сереброплавильным заводом. Она проработала 25 лет, но после смерти Петра Фролова обслуживание и ремонт прекратились, рельсы пришли в негодность.

Следующим этапом в развитии железнодорожного дела были работы умельцев-самородков династии Демидовых, Eфима Черепанова (1774-1842 гг.) и его сына Мирона Черепанова (1803-1849 гг.), которые на Нижнетагильском металлургическом заводе в 1833 году построили первый паровоз, двигавшийся по рельсовой колее образца фроловских дорог. Император Александр II с восторгом знакомился с «диковинной машинной премудростью», и Демидовы, скупые на похвалу, выдали Черепановым вольную, высокое жалование и большой двухэтажный дом, в котором в настоящее время находится музей, а в Нижнем Тагиле им установлен памятник.

Жизнь торопила с постройкой железных дорог, и вот австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер создает по европейскому образцу дорогу из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск, открытие которой состоялось в октябре 1837 года. Запуск железной дороги произвел такое впечатление, что поэт Нестор Кукольников написал знаменитое стихотворение «Веселится и ликует весь народ», а композитор Михаил Глинка положил его на музыку, так родилась «Попутная песня». Не успели отгреметь овации, как фон Герстнер приступил к строительству Николаевской дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, уехал ненадолго с семьей в Америку, где неожиданно умер, не дожив нескольких дней до своего 48-летия. Указом императора Николая I в октябре 1842 года начальником строительства железной дороги назначен 37-летний Павел Мельников. Это был опытный инженер со своими научными теориями, которые изложил в книге «О железных дорогах», в 29 лет имел звание профессора и много учеников.

Первая государственная дорога строилась около восьми лет, ее протяженность 645 км, около 20 км проходили через болота, по ее ходу было возведено 184 моста, один из которых длиной 590 метров с высотой опор 53 метра над землей, по которому император не решился ехать, отправив состав порожним, а сам со свитой прошелся под мостом. Также было сооружено 34 станции, два вокзала, телеграф фирмы Сименс. В 1865 году Мельников заслуженно стал первым министром путей сообщения. Перед своей кончиной в 1881 году он составил завещание, согласно которому все доходы от имущества, состоящего из дома в Петербурге, дачи в Любане и тридцати тысяч рублей капитала, должны идти на содержание богоугодных заведений, открытых ранее на его средства, как школа для детей железнодорожников, приют для сирот, богадельня для престарелых служащих и др.

В последующие годы государственное строительство железных дорог приостановилось из-за нехватки средств в казне и последствий Крымской войны, но активно стали строиться частные дороги. Многие меценаты, как Савва Иванович Мамонтов (наш земляк из Ялуторовска), кроме созданных им культурного центра в Абрамцево и Русской частной оперы, построил железные дороги на Ярославль, Кострому, Архангельск, Донецк. Известный меценат Карл Федорович фон Мекк возглавил строительство дороги Москва — Саратов, жена его Надежда Филаретовна оказывала бескорыстную поддержку Петру Ильичу Чайковскому, известные братья Поляковы, Яков, Самуил и Лазарь, построили дорогу Курск — Харьков -Азов, при этом поддерживали Русский музей, строили школы и синагоги.

Продолжение следует.

***
фото: Старый железнодорожный вокзал.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта