Ищу добрые руки. Книга
Когда-то прочитанные, потрепанные, с пожелтевшими страницами и оторванными корешками, их вовсе не обязательно выбрасывать или отправлять в топку дачного камина. Принесите их в книжный обменник.
В буккроссинг — перекрестный обмен книгами, международное общественное движение — Тюмень включилась давно и несколько раз в год проводит обменники на улице Малыгина, 51. 2 сентября там завершился 18-й сезон. Все, что не разобрали, — до апреля на «зимние квартиры», в благотворительный фонд развития Тюмени.
Книги попадают сюда по разным причинам: замена бумажных вариантов электронными, кому-то жаль места в квартире для внезапно свалившегося наследства от бабушек и дедушек в виде больших библиотек. Многие люди не хранят собрания сочинений, переходят на цифровой формат литературы. Библиотеки из бумажных книг приобретают коллекционный характер.
Тут как в лавке Аладдина: на столах литературные сокровища в картонных коробках — подписные издания середины прошлого века. Многотомники Эмиля Золя, Льва Толстого, Николая Лескова. Отдельные экземпляры Бунина, Пушки -на, Лермонтова. Из современных -Водолазкин и Акунин, их сразу же забрали. Детская литература лежит отдельно.
Из посетителей — посвященные в литературные тайны. Часами могут говорить о книгах. Слышу обрывки разговоров о библиотеке Ивана Грозного.
Несколько седовласых солидных мужчин — «могучая кучка», так я их назвала про себя, — что-то оживленно обсуждают у коробок с литературой.
— В сезоне это последний обменник, — рассказывает один из кураторов проекта Ирина Пермякова, -проходят они в теплое время года три раза. Весной в последнюю субботу апреля, летом — в первую субботу июля и в первую субботу сентября. Пожертвование за вход чисто символическое — 10 рублей, для детей — бесплатно. Первый книгообменный сезон состоялся в 2006 году. Наша главная опора — благотворительный фонд развития Тюмени. С первого обменника они организационно поддерживают нас и помогают с оборудованием. Вот и сейчас помогли поучаствовать в президентском гранте поддержки культурных инициатив. В федеральном гранте, помимо нас, участвуют еще три тюменских проекта. Благодаря ему мы обновили оборудование, приобрели коробки, столы. Здесь у нас небольшая барахолка, дети продают свои игрушки, поделки, продукты прикладного творчества. Случайных людей мало, в основном постоянные посетители.
— Книги начал собирать с пятидесятых годов прошлого века, а с шестидесятых состоял в различных городских обществах книголюбов и даже имел билет под номером один, — рассказывает Владимир Дмитриевич — посетитель обменника. — Вот и мои старые товарищи стоят. Приходим сюда уже много лет не столько за книжками, сколько за вдохновением и просто подзарядиться атмосферой. Дочке и внучке говорю, возьмите книги. Они говорят: не надо, спасибо, если что, в библиотеке возьмем. Около двух тысяч томов было, тысячи полторы раздал. Пятьсот себе привез.
Владимир расстраивается — молодежи приходит мало. Лет тридцать назад эти книги сразу бы унесли. Сегодня даже никто не снимает и не фотографирует.
— Eсть ли в городе клубы книголюбов?
— Я таких не знаю. Eсть букинистический магазин в центре, а раньше он был у «Строителя», и мы приходили туда книгу выменять, поговорить с единомышленниками.
Виктор Иванович — капитан-наставник, давно в отставке, на флоте распространял периодику.
— Выписывали «Правду», «Водный транспорт» — тогда существовала принудительная подписка на газеты, — рассказывает он. — В качестве поощрения за подписку выдавали талоны на книги. Потом получали открытку, шли в книжный магазин и выкупали очередной том. Сейчас молодежь читает, но качество прочитанных текстов под вопросом. Переписка — короткие сообщения и смайлики.
Мне кажется, у Виктора Ивановича и Владимира Дмитриевича над головами нимб. Они другие. Может, от долгого держания старых фолиантов в руках набрались святости?
Недавно выяснилось, что любители бумажной литературы запоминают больше информации, полное погружение в тексты напрямую связано с тактильными ощущениями, когда пальцы касаются страниц.
— А мне, — говорит Владимир (тоже «посвященный»), — даже беседовать о книгах не с кем. Беру еще рассказы Натальи Кончаловской (мамы знаменитых кинобратьев Никиты и Андрона), телефон Владимира для бесед и иду домой.
…В Буэнос-Айресе под книжный магазин «Атенео» отдали целый театр, там живая музыка и маленький ресторанчик на сцене, а у нас они закрываются за ненадобностью. Причины — высокая стоимость книг, издательский бизнес переживает сейчас не лучшие времена. Поэтому обменники и «букинисты» — единственная возможность для адептов бумажного чтения пополнять свои библиотеки и находить единомышленников в мире «бездушной цифры».
***
фото: Завсегдатаи и новые участники книжного обменника;Подписные издания приносили и уносили коробками.