Как я охотилась на охотника
Охота на бурых медведей строго регламентирована и осуществляется в ограниченные сроки в закрепленных охотничьих угодьях с 21 марта по 10 июня, с 1 августа по 31 декабря. Лимит добычи в этом году — 727 особей. Больше всего медведей в Уватском, Вагайском и Тобольском районах. За незаконную охоту предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Охота на медведя — дело особенное. Взявшись за эту тему, я и не думала, с какими сложностями столкнусь.
Мне дали несколько контактов охотников. Но один сразу отказался отвечать, сказав, что не знает меня и не будет говорить. Другого застать было очень сложно, он мог звонить только сам и не отвечал на мои звонки. А потом, оказалось, уехал в Уват. Я поняла, что это своего рода психология охотника. Они охотятся, и отчасти какие-то моменты осторожности переходят и просто в жизнь. Я, кстати, ведь тоже охочусь как журналист, поэтому, видимо, нам так непросто встретиться.
Охотники разделяют охоту для удовольствия и насыщения желудка. Для тех, кто живет в городе, это скорее удовольствие. Вот на Ямале охотники и рыбаки действительно еще охотятся и рыбачат с целью накормить семью. Я общалась с одним ханты, он живет в Шурыш-карском районе, охотится на зайца, птицу, бывает, встречает и медведя. Для охоты использует лук, который сам делает из дерева. Медведь у народа ханты считается священным зверем, как мне рассказывал этот молодой охотник, когда ханты встречают медведя, просто тихо с ним разговаривают на хантыйском, говорят: «Я тебе ничего плохого не сделал», — и тот уходит. Чтобы поймать зверя, охотники заполняют бочку гнилой рыбой, потрохами коровы, а то и целой тушей, чтобы хищник не съел за раз. Рядом ставят лабаз — сооружение на ножках, куда прячется охотник и откуда стреляет.
В архиве журнала «Охота и рыбалка в Тюмени», который закрылся в 2020 году, обнаруживаю рассказ кировского охотника Павла Дворецкого. В Кировской области охота на медведя также открыта с 1 августа.
«Этот период еще называют охотой на овсах, имея в виду поля, засеянные овсом, — пишет в своих заметках Павел. — Охота на овсах производится двумя способами: скрадом с подхода и с вышки, причем часто эти способы совмещаются. Иногда сложно найти или создать поля, где возможна полноценная охота с подхода к жирующему и кормящемуся зверю. Именно поэтому мы обычно охотимся по следующему сценарию. Охотника примерно за час до наступления сумерек высаживаем из машины примерно метров за 500 до овсяного поля. Он заряжает оружие, берет упор для стрельбы и тихо подходит к полю. В августе очень велик шанс увидеть кормящегося медведя и произвести эффективный выстрел. Мы стараемся расчищать подходы к полю, чтобы удобно было скрасть зверя. Eсли же на поле зверя нет, охотник забирается на вышку и приступает к ожиданию. В ожидании следует вести себя максимально тихо. В большинстве случаев за 20 минут до выхода зверя из леса можно услышать осторожный хруст веток. Потом зверь стоит в скрытном месте, наблюдает, нюхает, решая, можно ли выходить на поле».
Самый частый выход зверя на поля, по опыту Павла, это 2030 августа, позже зверь уходит на ягодники. Eсли говорить о времени суток, то трофейные экземпляры редко выходят на поле по светлому, только в темное время, проявляя максимальную осторожность.
Надеясь проверить полезность советов кировского охотника в тюменских лесах, списалась еще с одним охотником из Тюмени. Но тот уверил меня, что в последнее время редко охотится. «Ради забавы никогда не было желания, мясо ем редко и добывать из-за этого косулю или кабана нет смысла. Хватает того, что друзья-охотники подкидывают. Eзжу за компанию на природу перегрузиться от городской суеты», — коротко сообщил он.
Возможно, правы те, кто винит в своем избыточном весе современный образ жизни, при котором не нужно гоняться за добычей, чтобы поесть, а достаточно прийти в магазин.
***
фото: Павел с трофейным медведем