Авиабаза на зиму не закрывается
Вегетационный период заканчивается, пожароопасный период тоже позади, значит, сотрудники Тюменской базы авиационной и наземной охраны лесов могут наконец выдохнуть. Вы подумали, что зимой они ничего не делают? Однако дел в лесу в любой сезон предостаточно.
Начальник службы охраны лесов от пожаров Павел Тютев говорит, что неверно и утверждение, что зимой пожаров не бывает. Естественно, их меньше, но есть единичные пожары, которые остаются, заглубляются в торф и в зимний период при выходе на поверхность могут себя проявить в виде задымления. Во время «спячки» пожар движется медленно, продвигаясь всего на несколько метров. Основной вред он наносит, когда просыпается, но и потушить его можно только в этот момент.
– В осенне-зимний период мы занимаемся подготовкой к пожароопасному периоду следующего года, в первую очередь это, конечно, профилактика, работа с населением, – говорит Павел Александрович. – Также создаем минерализованные полосы, благоустраиваем зоны отдыха, мониторим пожарную опасность. Строительством и реконструкцией лесных дорог тоже занимаемся мы. В планах на этот год построить 18,8 километра и реконструировать 73,8 километра, большая часть уже готова. Кроме того, мы готовим технику, проверяем исправность оборудования, при необходимости ремонтируем, проводим обучение сотрудников, тренировки личного состава.
Заметьте, профилактика названа первой, и недаром. По мнению Павла Тютева, именно она и спасет леса. Перекопать все минерализованными полосами невозможно, да и затратно. По статистике, более 90 процентов лесных пожаров происходят по вине человека.
– Тушение пожаров – это борьба с последствиями, а чтобы не допустить их в будущем, нужно бороться с причиной, – говорит Тютев. – Особое внимание уделяем работе с детьми, потому что правила пожарной безопасности и уважение к лесу нужно формировать с малых лет, переучить взрослых очень сложно. Надежда, безусловно, есть, подрастает поколение с совершенно иным отношением к природе. Вот, например, 20-22 сентября в Тюмени пройдет очередной слет школьных лесничеств. Да и вообще с каждым годом растет количество волонтеров и формирований, готовых помогать на пожаре, это тоже о многом говорит.
Действительно, весной, когда горел лес вблизи Тюмени, волонтеры помогали как могли. Но Павел Александрович настаивает: тушить пожары должны специалисты. Чтобы не рисковать напрасно собственной жизнью, волонтерам, прибывшим на место пожара, следует первым делом найти руководителя тушения пожара, а тот распределит желающих помочь, приставит к нужной в этот момент работе в безопасном месте.
Лесопожарные формирования приписаны к филиалам, которые расположены в каждом из 22 муниципальных районов Тюменской области, общее количество сотрудников – почти тысяча человек. Набирают кадры тоже на месте – мало кто согласен на переезд. Чтобы устроиться в авиалесоохрану, необходимо пройти медкомиссию и обучающий курс, его организует авиабаза. Начальник службы признается: бывает, люди увольняются после первого же пожароопасного сезона, работа действительно тяжелая и опасная. И что на тушении пожара задействованы не только десантники-пожарные, но и наземная служба авиалесоохраны, на долю которой приходится основной объем по числу ликвидированных природных пожаров. В составе наземных сил – лесники, трактористы, водители.
Заместитель директора по выполнению государственного задания Андрей Абрамов рассказал, что хоть у его подчиненных и совсем другие задачи, но в пожароопасный сезон они не остаются в стороне, были сложные ситуации в плане пожарной обстановки, приходилось выезжать по намеченным маршрутам патрулирования.
У авиабазы, кроме защиты лесов от пожаров, есть огромное количество другой работы, начиная с выращивания посадочного материала и заканчивая санитарно-оздоровительными мероприятиями, которые курирует отдел защиты и воспроизводства лесов. В отделе десять человек, и в лесу они бывают не так часто, как им хотелось бы.
– Ежегодно департамент лесного комплекса Тюменской области утверждает объемы по охране, защите и воспроизводству лесов, мы же выступаем в роли исполнителей, – объясняет Андрей Абрамов. – Утверждается поквартальный план, определяются сроки и доводятся до филиалов. 22 района (филиала) – 103 лесничества. Структура такова, что на местах этой работой занимаются люди, которые непосредственно работают в лесу (начальник участка, инженеры, лесники, водители, трактористы, мастера по питомнику). В филиале может работать от 27 до 136 сотрудников. Задача же нашего отдела защиты и воспроизводства лесов – инспектирование, контроль, исполнение нормативно-правовых актов, сбор данных и сдача отраслевых отчетов. Хотя мы стараемся иногда выезжать в лес, чтобы не терять навыков. Весной одним из важнейших мероприятий является посадка, в летний период – проведение агротехнических уходов, рубки ухода в молодняках, проведение лесопатологических обследований, осенью – отвод лесосек, противопожарные мероприятия, а зимой начинается активный период лесозаготовок. Именно зимой, так как зачастую в нашей местности в другое время года из-за отдаленности лесосек проблематично выполнить весь комплекс лесосечных работ. Ведь лес нужно не только срубить, но и вывезти, а также сжечь порубочные остатки.
Сам Андрей Анатольевич когда-то начинал с должности лесника с обязанностями водителя в Абатском лесхозе, потом работал механиком, начальником отделения тушения пожаров и инженером ОЗЛ. Теперь он досконально знает свою работу на всех ее уровнях, но признается, что иногда скучает по лесу, все-таки кабинетной работы стало сейчас больше.
– Выезжая в лес, вы берете с собой лукошко? Все-таки нехоженые тропы, грибы и ягоды вокруг.
– Не поверите, я в этом плане сапожник без сапог, – смеется Андрей Анатольевич. – Жена который год просит свозить ее за грибами, а я, если честно, понятия не имею, где грибы растут. Приезжаю в лес полностью сосредоточенным на задаче, а под ноги даже не смотрю.
***
фото: отдел защиты и воспроизводства лесов тюменской авиабазы.