X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Прогулка по бульвару воспоминаний

На днях я навестила свой домик в деревне, что на Яру. Завершила намеченные дела, посмотрела вокруг, взгрустнула, как-никак, мне 83 года, когда каждый день жизни на учете, вернусь ли я на будущую весну вновь сюда?

Залюбовалась пышным кустом, называемым в народе то октябринкой, то ноябринкой, он весь в сиреневых цветочках, в которых копошатся еще пчелы, сколько раз зарекалась убирать его осенью, так как весной при его уборке много мусора, пыли, но опять рука не поднялась его срезать. Взяла несколько веток домой, поклонилась всем углам сада и уехала.

Сегодня утром почему-то вспомнился наш легендарный архитектор Константин Павлович Чакин (18751958 гг.), украсивший своими творениями Тюмень. Сделала букет из привезенных вчера цветов и пошла к Текутьевскому бульвару, по дороге размышляя, как пережил Чакин то время, когда был национализирован его знаменитый дом с лирами (улица Семакова, 4) и все другие спроектированные им здания? Когда с поста главного архитектора города ему пришлось перейти на техническую должность в горкомхозе и переехать в комнатку в деревянном доме на улице Кирова, 54? Желание жить, подчинение судьбе? Страх, что будет еще хуже? Никто не узнает. Чакин с женой Варварой Алексеевной были бездетны, дневников не вели, жизнь закончили очень тихо и скромно, похоронены на Текутьевском кладбище.

С такими мыслями я дошла до одноименного бульвара.

Какое благозвучное слово — бульвар! Заимствовано из французского и обозначает широкую аллею в несколько рядов у дороги или посреди нее, предназначенную для прогулок, где принято размещать памятники и скульптуры, фонтаны и детские площадки. Бульвары для Тюмени — довольно новый вид озеленения города и культурного отдыха, вначале были только сады, потом парки и скверы. История Текутьевского бульвара непосредственно связана с кладбищем, которое было открыто аж в 1885 году, на окраине города, когда старые погосты переполнились и негде стало хоронить. Летом 1885 года на заседании городской думы принято решение просить в аренду землю крестьян деревни Букиной Богандинской волости для кладбища площадью в 10 га. Землю крестьяне выделили под хорошую плату, кладбище стало называться Новым. В 1893 году наискосок от кладбища Текутьев построил паровую мельницу в пять этажей, и как-то быстро и самостийно кладбище переименовали в Текутьевское. Через тридцать лет земельный участок кладбища вновь оказался заполнен, и власти города вновь обратились к крестьянам деревни Букиной за дополнительной площадью, но получили отказ. Два года шли переговоры, и в 1913 году крестьяне все же сдали в аренду еще восемь гектаров земли. В чем причина долгих переговоров, неясно: то ли не сходились в арендной плате, то ли не хотели отдавать землю под кладбище, а может, сами обеднели, но в итоге кладбище расширилось до 18 га и действовало по 1962 год.

Последующие тридцать лет кладбище находилось в полном запустении: обнесенное кривым забором, поставленным вплотную к тротуару, оно удручало надломленными крестами, покосившимися пирамидками со звездами, торчащими зимой из сугробов, а летом из зарослей бурьяна.

Купцы (как и другие видные их современники) внесли большой вклад в развитие города, но и после своей смерти оказали большую помощь -заводам, в годы войны работавшим на нужды фронта. На заводе «Механик» для выпуска минометов, корпусов снарядов требовался чугун, для плавки которого необходимы флюсы — это материалы, которые, взаимодействуя с пустой породой, образуют шлаки и вследствие меньшего удельного веса всплывают над чугуном. В качестве флюсов использовали известняк, добыча которого в годы войны была нерегулярной; чтобы не останавливать выплавку чугуна, вместо известняка использовали мрамор купеческих надгробий. Надгробья были разрушены, и, конечно, их надо было восстановить или оформить захоронение с указанием фамилии покойного, но, как видим, ничего не было сделано.

В 1986 году, когда город готовился к 400-летию, шел почти массовый снос исторических домов. Это коснулось и Текутьевского кладбища, границы которого отодвинули вглубь на 50 метров от улицы Республики, освободив место для площади Памяти, а позднее то же самое сделали с южной стороны, и территория кладбища уменьшилась на 5 га. Тяжелая техника выкорчевывала деревья, кто-то сокрушался о редком виде черемухи, попавшей под топор, асфальтовые катки ровняли могилы, хотя были объявления о возможности перезахоронения, но не все смогли его организовать, о чем потом говорили веночки, букетики цветов, развешанные на деревьях в родительские дни на месте снесенных могил. Попала под каток и могила архитектора Чакина, которая находилась в правом углу у забора рядом с кустом сирени. Сомневаюсь, что кто-то делал ревизию могил, попавших под уничтожение, и что водитель катка знал архитектора Чакина, могилу которого он сровнял с землей.

ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

В 2005 году кладбище получило статус исторического некрополя, общественные организации проводят там работу по очистке территории и составления каталога захоронений, что очень важно для памяти и истории.

ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

В 2002 году депутат Владимир Михайлов на заседании комиссии по организации городского самоуправления выдвинул уже не в первый раз идею сохранения имени Андрея Текутьева в названии одной из улиц Тюмени и предложил переименовать Водопроводную в улицу Текутьева. Предложение не прошло по той причине, что улица Водопроводная сама является исторической, так как по ней в 1860 году был проложен первый водопровод в городе. Тогда он предложил назвать строящуюся набережную именем Текутьева, но и это предложение не прошло. Но Владимир Михайлов не сдавался и предложил назвать сад у бывшего Дома пионеров именем купца, но при рассмотрении этого вопроса выяснилось, что сада там нет, а остались какие-то жалкие кустики, все было закатано в асфальт. Депутат обратил свой взор на улицу Дзержинского, чтобы сделать ее улицей Текутьева, но тут всполошились активисты пешеходной зоны. Однако депутат дождался своего звездного часа, когда глава города Степан Михайлович Киричук в апреле 2003 года подписал распоряжение о присвоении безымянному бульвару имени Текутьева.

…Пройдя несколько шагов по бульвару, я увидела ярко-желтый кленовый лист на чем-то темном. Передо мной среди травы была памятная плита архитектору Чакину Константину Павловичу, небольшая, с православным крестом, датами жизни, без единого цветочка. Не передать того волнения, что я испытала. Прах его потерян, но память вечна в его творениях, а душа на небесах вместе с его Варенькой, могила которой тоже безвозвратно утеряна. Я положила цветы на плиту, мысленно произнеся слова благодарности тому, кто положил этот памятный камень. Почему у нас в Тюмени много архитекторов, но никто не ходатайствует об установлении достойного памятника Чакину? Успокоила меня немного осенняя красота деревьев, разнообразие которых велико, березы, клены, дубы, ели и масса кустарников, которые посадили ученики соседней школы № 5. На бульваре тишина, деревья заглушают шум машин, проезжающих большим потоком по улице Республики. Вскоре аллея обрывается большой площадкой, на которой возвышается памятник Андрею Ивановичу Текутьеву работы скульптора Андрея Антонова и архитектора Дмитрия Белика. Памятник спроектирован и отлит в творческо-производственном объединении «Eкатеринбургский художественный фонд» и открыт 12 августа 2008 года ко дню рождения области. Фигура в кресле — довольно частая композиция как в скульптуре, так и в картинах, все зависит от того, как сидит человек. Наш Текутьев очень динамичен; опершись правой рукой на подлокотник массивного кресла, он как будто готов тотчас встать. Памятник сделан из хороших материалов — мрамора и бронзы, он не только высок, но и величествен, что отвечает размаху деяний купца, что я опять начинаю сожалеть, как мал памятный знак архитектору Чакину, который воплотил в жизнь все добрые планы Текутьева, спроектировав и построив больницу, хирургический корпус с рентгеновским аппаратом на улице Даудельной, Романовское училище на улице Свердлова, ремесленное училище с производственным корпусом на улице Садовой (ныне Дзержинского), два больших корпуса на железнодорожном вокзале, дом Рабиновича на улице Первомайской, 39, гостиницу Крутикова через дорогу от него (Первомайская, 40), торговые ряды на улице Первомайской, 11, красавец-дом Якова Шайчика на улице Ленина, 47, дом Брюханова на улице Республики, 42, да все, пожалуй, и не перечислишь.

ИЗ АРХИВА РЕДАКЦИИ

У памятника Текутьеву и завершилась моя прогулка по Текутьевскому бульвару. Какая историческая эпоха отражена в нем, сколько воспоминаний и переживаний, но красота бульвара успокаивает и радует глаз. Вспоминаю Бульварное кольцо в Москве: в пору моей учебы я любила там ходить тихим шагом и созерцать окружающую красоту, а мои однокурсники меня не понимали и спрашивали: «Тебе не скучно бродить, там же ничего интересного нет?». Я восторгалась всем и тишиной, красотой и многообразием деревьев по обе стороны широкого бульвара, которые еще были молодыми, крепкими, его памятниками, редкими фонтанами, спокойной публикой, а не толпой. Бульварное кольцо в самом деле не кольцо, а подковообразная линия протяженностью в девять километров, включает десять бульваров и тринадцать площадей, на него выходят девять станций метрополитена. Особо прекрасны бульвары в период весеннего цветения, а осенью они просто сказочны. У меня есть мечта, чтобы и наш бульвар был отражен в картинах тюменских художников, как в свое время писали бульвары Борис Кустодиев, Константин Юон, Владимир Маковский, Камиль Писсарро, Клод Моне и другие.

Конечно, не очень хорошо, что бульвар на месте кладбища, но все же лучше, чем новостройки домов.

***
фото: Текутьевский бульвар, март 2004;Так освобождали место для бульвара в 2004 году;Выездное совещание на кладбище, 2009 год;Добро пожаловать на бульвар.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта