Инспектор предупредит, Винни-Пух успокоит
В кабинете майора Владимира Кулигина, начальника отдела по делам несовершеннолетних Тюменского линейного отдела МВД России на транспорте, есть полочка с мягкими игрушками. Большой Винни-Пух, зайчик, лисичка. Майор использует их, когда к нему попадают потерявшиеся дети. Добрая улыбка, мягкая игрушка, конфеты в ящике стола — и вот паника отступает.
Линейный отдел находится, как ни странно, в нежно-розовом здании, к слову, памятнике архитектуры 1915 года постройки, с собственным выходом на перрон. Владимир Александрович признается, внутри обстановка для детей пугающая, все-таки люди в форме и решетка на первом этаже. А вот для подростков обстановка, наоборот, отрезвляющая. В его практике было много случаев, когда подростки начинали отпираться и скатывались до грубости.
— К нам в отдел, как правило, доставляют несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение на объектах железнодорожного транспорта, подростков в состоянии алкогольного опьянения, детей, которые находятся в розыске, зацеперов, -объясняет майор Кулигин.
Участок обслуживания Тюменского линейного отдела очень большой: с запада — до станции Богданович (Свердловская область), на север -до станции Демьянка (Тобольский район), с восточной стороны до станции Называевская (Омская область). На этих участках есть и другие линейные пункты полиции, но инспекторы по делам несовершеннолетних есть не везде.
За год на участке Тюменского линейного отдела было два случая травмирования детей, в прошлом году ни одного. По сравнению со статистикой даже десятилетней давности это огромный шаг вперед для транспортной полиции. Владимир Кулигин убежден, что это заслуга профилактики: в последние годы инспекторы проводят беседы не только с учениками школ, расположенных рядом с железной дорогой, но и по всему городу, распространяются листовки и разъясняющие ролики.
У майора Кулигина нет проблем достучаться до детей, ведь сам он бывший учитель. На информацию дети реагируют по-разному: младшие школьники слушают внимательно, а подростки порой пропускают мимо ушей, думая, что уже все о жизни знают. Все меняется, когда майор открыто говорит: травмы на железной дороге очень редко бывают безобидными царапинами, чаще всего это инвалидность или смерть.
— В последнее время практически нет приводов подростков в состоянии алкогольного опьянения. Хочется верить, что это заслуга нашей профилактической работы в том числе. Раньше подростки имели свободный доступ на территорию железной дороги, сейчас на вокзале дежурят сотрудники полиции, на входах контрольно-пропускной пункт, электрички сопровождают наши сотрудники. После закона о транспортной безопасности увеличился штат сотрудников. Как итог — подростки ощущают ответственность, случаи задержания их в состоянии опьянения почти прекратились.
Eще один практически исчезнувший вид — зацеперы. За последние годы не было ни одного случая. Трудно сказать, что к этому привело, возможно, другие интересы современных детей, а может быть, и проснувшаяся осознанность. По опыту Владимира Кулигина, процент выживания зацеперов — 50. Каждая новая поездка в поисках адреналина может стать последней.
— Последний случай был в августе прошлого года, но там нельзя стопроцентно сказать, что парень зацепер. Он сидел на передвижной платформе, предупредить не успели. Парень до сих пор в тяжелом состоянии, и спросить у него, что он делал на платформе, нет возможности. Случаи, когда люди пытаются проехать на поезде бесплатно, до сих пор случаются, но чаще среди взрослых: те пытаются залезть в грузовые вагоны. К слову, старшему поколению очень трудно объяснить, что не стоит переходить пути в неположенном месте. Ну или хотя бы смотреть по сторонам. Дети в этом плане более осторожны.
Eсли зацеперов становится меньше, как и игр с собственным здоровьем, то вот о чужом благополучии все еще думают не все. Один мой знакомый вырос в районе Маяка и вспоминал, что в те времена железная дорога считалась чуть ли не аттракционом. Делом чести было положить на рельсы монетку, а после того, как поезд превратит ее в блинчик, — повесить на веревочку и носить на шее.
— До сих пор у детей популярна идея положить что-нибудь на пути и кидаться камнями в поезда. Недавно был случай: в Ялуторовском направлении четыре подростка бросались камнями, разбили окно поезда.
Детские шалости, ностальгия… а ведь это могло стать причиной большой беды. Из-за посторонних предметов на рельсах поезд может сойти с них. Опасны и брошенные в движущийся поезд камни. Вот один из примеров, случай 2015 года: отскочив, камень рикошетом прилетел ребенку в голову ребенка. С открытой черепно-мозговой травмой, открытыми переломами костей головы, размозжением ткани мозга, контузией глаза мальчика в тяжелом состоянии доставили в больницу. Eсли камень попадет в окно -осколки и сам камень могут покалечить пассажиров. И не стоит забывать, что за такие игры предусмотрена ответственность вплоть до лишения свободы сроком на два года.
— Eсли дети попадают к нам в отдел, мы не можем их задерживать более чем на три часа. Eсли подростку есть 16 лет, связываемся с комиссией по делам несовершеннолетних и его переправляют в центр временного содержания несовершеннолетних. Eсли ему нет шестнадцати и ребенка не могут сразу забрать родители, а такое бывает с бегунками, то переправляем их в центр «Семья».
Бегунками называют детей в розыске, сбежавших из дома. Майор Кулигин приводит недавний пример: девочка из Ханты-Мансийска летела в гости к бабушке в Тюмень. И вдруг решила, что лучше проведет каникулы у мальчика в Казани, с которым раньше только переписывалась. Когда девочка брала билеты на поезд до Казани, маме пришло сообщение о списании денег, так план несостоявшейся Джульетты раскрыли. Информацию оперативно передали транспортной полиции, ребенка переправили в центр «Семья» до приезда родителей.
— У наших патрульных и сотрудников полиции на вокзале прекрасно развита зрительная память. Своими методами мы можем узнать, где искать ребенка, просчитать, на какой поезд он сядет или как будет двигаться. Но в поисках бегунков нужно быть внимательными всегда.
Eще один антитренд уже исключительно последних лет — фотосессии на железнодорожных путях. Периодически подростков, желающих устроить необычную фотосессию или сделать селфи, ловят. Майору вспоминается трагедия в Челябинской области, где девушку сбил поезд, пока она снимала тик-ток, предупреждений она не услышала — была в наушниках.
В зоне ответственности тюменского отдела такого, к счастью, не случалось, да и вообще, к большой радости сотрудников, в отделе по делам несовершеннолетних сейчас спокойно, происшествий практически нет. И это, пожалуй, лучшая из новостей.
***
фото: Станция «Тюмень»;Отдел ОПДН Тюменского ЛО МВД России на транспорте: лейтенант Виктор Ракитин, майор Владимир Кулигин, майор Константин Прокопьев.