Лес не место для дискуссий
«Мусор прибрали, дерево посадили, только ежика не встретили», — отряхивая ладони, расползаются по своим машинам добровольцы. Который год подряд накануне Дня работников леса они подключаются к акции «Сохраним лес» и приезжают засаживать деревьями пустые участки — шрамы, оставленные лесными пожарами.
На борозде нас с фотографом перехватывает Николай из «Меретояханефтегаз». Мы случайно зашли на их территорию, ошибочно приняв небольшую полянку за 24 заявленных гектара. Добровольцев оказалось так много, что их разместили на двух полях. И на втором поле, что поменьше, нам вручили саженцы и велели не стоять столбом.
— И через сколько лет сосны будут с меня ростом?
— Думаю, через лет семь-восемь они дорастут до вас, до полутора метров точно вытянутся к этому времени, — отвечает мне Марина Александровна, начальник участка в Винзилинском лесничестве.
Под ее началом тысячи гектаров леса, и массовые акции для нее скорее головная боль: ведь без должного понимания люди выполняют даже полезные дела спустя рукава. Марина Александровна старается внимательно следить и делать замечания тем, кто сует по два-три сеянца в одну лунку. А добровольные помощники ей отвечают, что… свое дело знают: «в прошлом году уже так сажали».
Вообще-то механизм очень прост -разбил мечом Колесова лунку, прикопал в ней саженец, а рядом оставил небольшую лунку, чтобы вода легче пробралась. Кстати, не припоминаю, чтобы в прошлом году — а я участвую в акции второй раз, — кто-то мне говорил про вторую лунку. Дальше дело за малым — у деревьев начнется стадия естественного отбора, когда сосенки посильнее заберут себе питание и уйдут в рост, оставив позади маленьких и слабых.
Марина Александровна (а я ее специально спросила) не замечала, чтобы участники акции интересовались судьбой посаженных ими сосен. Но про один случай я знаю точно: в конце июля добровольцы из экологического объединения «Круговорот» побывали на месте посадок и с огорчением отчитались в соцсетях, что большая часть высаженных ими саженцев погибла.
— Участок на Муллашах открытый, с одной стороны его окружает дорога — то есть молодые деревья ничем не защищены, -рассуждает руководитель «Круговорота» Кристина Рассказова (Шелемеха). — К сожалению, солнце для саженцев оказалось губительным. При этом мы зафиксировали, что саженцы хорошо перезимовали, весной пошли в рост, но жары не выдержали.
Поэтому в этом году объединение отказалось от идеи присоединиться к массовой акции и выбрало другое место для посадок — участок в Викуловском районе. Провести посадку двух-трехлетних елей они планируют 30 сентября.
— Этот участок уже входит в госзадание — он так или иначе был бы засажен, поэтому материалы нам предоставит лесничество. В данном случае мы помогаем как дополнительные руки. Мы рады всем энтузиастам, что готовы будут поехать с нами на посадки -это пять-шесть часов в одну сторону. Важно, чтобы добровольцу уже исполнилось 18 лет, детей в долгую дорогу не берем.
Марина Александровна, правда, ничего критичного на Муллашах в соседстве с дорогой не видит. Сосна неприхотлива и комфортно себя чувствует даже в песчаной почве. Собственно, поэтому лучше никак не вмешиваться в естественный порядок вещей. Хотя за посадками следят и погибшие саженцы заменят новыми. То же подтвердил и начальник отдела мониторинга, охраны и защиты лесов областного департамента лесного комплекса Олег Турнаев. За соснами, высаженными в сентябре 2022 года, назначен дополнительный агроуход, а посадкой нового материала займется Тюменская авиабаза.
Да, деревья не всегда живут по желаемому сценарию, напоминает директор филиала «Сибирской лесной опытной станции» Eвгений Папулов (интервью с ним опубликовано в декабре прошлого года). Поэтому участвовать в посадках важно и нужно, но с умом.
***
фото: Здесь будет лес.