X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

На родительское собрание в дом ребенка

Времена, когда для находящихся на попечении государства детей собирали помощь с миру по нитке, давно прошли — к такому выводу я пришла вчера, побывав в специализированном доме ребенка на улице Кузнецова.

Каких-то четверть века назад, цитирую по публикациям нашей газеты, в доме ребенка числилось 136 детей. Сегодня всего 64. И только у четырнадцати из них нет родителей.

— Большая часть детей у нас находится временно, — объясняет директор учреждения Eлена Полякова. -Чаще это детки, родители которых не справляются с зависимостью -алкоголизмом или наркоманией. Мы берем детей на период, пока родители проходят реабилитацию. Потом они возвращаются в семьи, если их родители исправляются и могут обеспечить ребенка. Детей, от которых отказываются сразу после родов, сейчас единицы. Раньше в год могло поступать десятки детей, а сейчас один-два. А главное, они у нас не задерживаются. Людей, готовых стать приемными родителями, куда больше.

Eлена Юрьевна за восемь лет своего руководства помнит ситуации, когда матери отказывались от новорожденных, но через два-три дня приходили обратно, осознав тяжесть своего поступка. И для дома ребенка это всегда радостное событие. Потому что как за ребенком ни ухаживай, а в семье ему всегда будет лучше.

Сама Eлена Юрьевна — врач-педиатр с тридцатилетним стажем, получив предложение стать директором, долго думала. Но отказаться не смогла. Сказала себе: ну что за детский сад, — и начала учиться руководить. Первые два года были адаптационными. Весь медицинский персонал дома ребенка нового руководителя сразу принял. А вот к педагогам пришлось искать подход — опыта работы с ними у Eлены Юрьевны до этого не было. Изучала литературу для работников детских домов, прислушивалась к коллегам-специалистам.

— С прошлого года дом ребенка перешел в подчинение департаменту социального развития, а раньше был медицинским учреждением и подчинялся департаменту здравоохранения. Сейчас мы стараемся быть более открытыми, приучаем себя ходить не в белых халатах, приглашаем к себе волонтеров, — рассказывает о переменах Eлена Юрьевна. — Мы открыли комнату «Мама, папа, я», в которой дети занимаются с родителями под присмотром педагога-психолога.

Как раз перед нашим визитом в дом ребенка волонтеры привезли телевизор. Такие покупки волонтеры совершают на свои деньги, предварительно советуясь с руководством учреждения. Коробку с телевизором еще не распечатали, но место уже определили — поставят в комнате «Мама, папа, я».

По словам методиста Веры Георгиевны, такие комнаты существуют не только для свиданий родителей с ребенком, но и чтобы научить родителей правильно взаимодействовать с детьми, и более всего с детьми с особенностями. Не каждый знает, какие развивающие игры и литература помогут, а на занятиях педагог-психолог всегда может подсказать.

С недавних пор в доме малютки начали устраивать родительские собрания — как в школах. На повестке дня, конечно, не успеваемость, а то, по каким причинам родители не могут взять ответственность за собственного ребенка и что мешает воссоединиться с ним. Некоторые родители не стремятся видеться с детьми даже после реабилитации. Несмотря на объяснения и увещевания, что дети останутся без самого родного и дорогого человека в своей жизни, часть родителей просто исчезает. После того, как биологические родители отказываются от прав, ребенка можно усыновить. Такие случаи есть, и иногда они удивляют самих сотрудников учреждения. В дом малютки поступили четыре ребенка из одной семьи, а родители после реабилитации отказались их забрать. Отбирать у детей еще и друг друга ни у кого не поднялась бы рука. И, как в сказке, в дом ребенка пришла бездетная пара — интеллигентные люди, педагоги. Пришли и забрали всех четверых. Конечно, вспоминает Eлена Юрьевна, первое время они звонили и просили помощи, спрашивали совета, как лечить слабеньких деток. Но спустя время все наладилось.

— А если родители все же осознают ошибку и захотят вернуть детей?

— Они не смогут найти их. Существует тайна усыновления, — отвечает директор.

Статистика не может не радовать -от детей все меньше отказываются (отчасти в этом заслуга государственной поддержки), а осознанных родителей, готовых стать приемной семьей, становится больше. Но при этом никак не меняется ситуация с детьми в трудной жизненной ситуации. Глубинная проблема безответственности никуда не исчезла, поэтому в доме ребенка решили работать не только с детьми, но и родителями. Предотвращать катастрофу, а не ее последствия.

— Люди приходят, присматриваются к ребенку. Ребенок начинает привыкать, считать их своими. Но если ребенка не заберут, для него это будет ударом?

— Мы никогда не настраиваем детей сразу же называть гостей мамой и папой. Дети привыкли, что приходят волонтеры, они чаще взаимодействуют с людьми, живущими за пределами дома, воспринимают их как гостей, которые всегда помогут, погуляют с ними. Только когда ребенка заберут, то мы объясним ему, что теперь у него есть родители.

Галина Акимова

— Первому вашему личному выпуску уже должно быть восемь лет и больше. Вам хочется с ними увидеться?

— Они сами приходят в гости. Иногда приносят подарки и рассказывают, как пошли в школу…

Eлена Юрьевна улыбается. Здесь вообще все нам улыбаются — главная медицинская сестра, преподаватель музыки, воспитатель и повар. И дети перенимают эту модель поведения, радуются гостям. Вот я пожимаю руку ребенку, и все остальные тянут ручки, тоже хотят поздороваться. Годовалым малышам нравится сидеть на руках и трогать фотоаппарат, а ребята постарше с удовольствием рассказывают, что утром приходил парикмахер и «навел красоту». Тех, кто считался бы в группе аутсайдером, нет даже среди детей с умственной отсталостью.

С каждым ребенком занимается педагог-психолог Eкатерина Зевакина. Проводит уроки в подгруппах или индивидуально в сенсорной комнате. По ее словам, здесь есть все, что может подойти ребенку с любым темпераментом. Eсли он встревожен, то она предлагает перебирать ленты «сухого дождика», еще в комнате есть игрушки из разных материалов — катай, разглядывай, щупай, это развивает мозг и мелкую моторику. А главное — в этой комнате ребенок может побыть один. Ребенку не идет на пользу постоянно находиться в группе — ему нужна и минута уединения.

Тех субсидий, что получает дом ребенка сейчас, достаточно, чтобы обеспечить детей полноценным питанием, одеждой, игрушками и медицинской помощью. Но добросердечные горожане все равно приносят вязаные пинетки и варежки, а игрушек дарят столько, что их разнообразию можно позавидовать. Eсли кто-то желает помочь материально, то персонал разом скажет, что лучший вариант — это устроить детям праздник.

Галина Акимова

***
фото: Елена Полякова, директор дома ребенка;Марина Шлычкова и группа «Сказка»;Наталья Видякина, инструктор по ЛФК.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта