X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Любовь к городу не дает газете злоупотреблять своими возможностями»

Интервью с главой города Русланом Кухаруком мы завершаем цикл публикаций-воспоминаний первых руководителей города о нашей совместной работе на благо Тюмени.

— Я помню, как вы впервые пришли в редакцию. Кажется, это было в декабре 2017 года. Я показывал, как верстается газета, как читают полосы корректоры и вносят правку… Вы были тогда директором департамента земельных отношений и градостроительства. Мы говорили о развитии города. Вы увидели газету как производство, а не просто контору, где бумажки перекладывают?

— Встреча с редакцией дала возможность заглянуть в ту часть редакционной работы, которая многим неизвестна. Узнать, как создаются новости завтрашнего дня.

— В октябре 2023 года будет пять лет, как вы глава города. За эти годы происходило многое. И многое нашло отражение на страницах газеты.

— Говорю откровенно: попадались вопросы, касающиеся городских проблем, которые указывали, что надо доработать, на что обратить внимание, а где-то и поменять стратегию. Например, что в озеленении надо забыть выражение «демонтировать дерево», а больше внимания уделять тому, сколько высадить деревьев. Здесь ничего неприятного нет, а просто взгляд на работу одной из структур администрации. Но, читая вашу газету, мне ни разу не было досадно.

— Тогда такой вопрос: свободна ли газета в своих действиях и наоборот, не использует ли она эту свободу в чьих-то интересах?

— Чтобы газета своей свободой злоупотребляла, такого нет. Хватало мудрости ее руководителю, и журналистам, и собственникам, которые определяют ее стратегию. Собственно говоря, читателю безразлично, кто является собственником или учредителем газеты, радио, телекомпании или интернет-издания. Читатель и зритель имеют дело с результатами коллективного труда -газетной публикацией или передачей, и это формирует отношение читателя к творческой продукции, назовем это так. Хотя в жизни мы видели и другие примеры, но это -не наш случай, не наш пример.

— Перед нами на стене огромная карта города. Оставил ли «Тюменский курьер» след на этой карте?

— Благодаря «Тюменскому курьеру» появились на карте новые топонимы, а в городе — объекты, названные именами наших известных земляков. Я только об одном скажу. Это сквер, который носит имя Владислава Петровича Крапивина. Я уверен, если бы не «Тюменский курьер» и не его редактор, возможно, сквер бы… появился, но только не такой. Не сквер Крапивина. Но надо сказать и о сохранении объектов старины, которыми мы гордимся. Не только бюджетные средства спасают объекты культурного наследия. Некоторые объекты не имеют охранного статуса, но они красивы и сегодня сохранены благодаря «Тюменскому курьеру». Я уже не говорю о деревьях.

— Eсть один вопрос, о котором мы писали, но вы еще не ответили. Это предложение о создании музея Великой Отечественной войны в здании бывшего народного Николаевского училища, позднее Тюменский райвоенкомат — на улице Ленина, 5.

— Идею о создании в нашем городе музея Великой Отечественной войны я полностью разделяю. Музей должен быть уникальным, современным, использовать все технические возможности музейного дела, чтобы рассказать об истории нашего края, о подвиге тюменцев -тех, кто был на передовой во время войны, и тех, кто трудился в тылу. Что касается здания, то речь идет не только о сохранении памятника, но и о соответствии его музейным задачам.

— Жители города с радостью замечают, что появляются новые скверы и озелененные территории. А иные с грустью думают, что до небольшого уголка рядом с ними пока еще очередь не доходит. Например, до Рябинового сквера в Восточном округе.

— Я знаю о Рябиновом сквере, хотя его и сквером трудном назвать — просто территория. Но порядок у нас есть, и он одинаков для любой части города. Eсть процедура, которая успешно работает, она одобрена, узаконена на всероссийском уровне — на уровне федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Согласен, что само название -сквер Рябиновый — уже обязывает наполнить его рябинами. Надеюсь, горожане поддержат проект его благоустройства, когда он будет выставлен на голосование. А может, найдется инвестор, который скажет: я очень люблю рябины, поэтому, невзирая на ваши программы и очередности, подставлю свое плечо и финансы. Ведь с каждым годом все больше объектов городской среды создаются без бюджетного участия. Недавний пример — Тихое озеро в Заречном микрорайоне, которое прежде называлось Цыганским. Ваши корреспонденты там были — фотографии замечательные! И вечерний салют, и летящая птица. Компания «Брусника» не просто наставила лавочек, но провела серьезную работу по очистке водоема, посадили деревья, многолетние и однолетние растения. Созданы все условия для общественных и спортивных мероприятий и даже рыбалки. Так что я надеюсь, что и сквер Рябиновый может постигнуть та же счастливая судьба.

— Вы — президент Союза российских городов…

— Не только. Я и сопредседатель Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, которая объединяет все муниципальные образования нашей страны.

— А вы помните, однажды, когда зашла речь о нашей первой полосе, я спросил вас как президента Союза российских городов: есть ли в других городах такая же информационная первая полоса, чтобы на одной газетной странице умещались полтора десятка текстов и до десятка снимков? Я искал на журналистских фестивалях, не мог найти.

— Мне из других городов пересылают информацию о проводимых мероприятиях. Специально я не искал, но таких изданий пока не видел.

— Все-таки наша беседа связана с предстоящим 30-летием газеты «Тюменский курьер», первый номер которой вышел в свет 2 октября 1993 года. Газеты в нашей стране исчезают, даже издания, которые продержались не один десяток лет. И сейчас не многие могут сказать, что они начинают утро со свежей газеты, хотя когда-то это считалось приметой цивилизованного человека. Вы же понимаете, что процесс чтения несколько отличается от просмотра новостей на экранчике смартфона. На газетной полосе ближний мир не разбит на электронные кусочки, а выглядит слитным и многообразным — зря что ли трудятся газетные дизайнеры, выдвигая одну новость и микшируя другую? Как вы думаете, человечество вернется к печатным изданиям?

— Почему — вернется? Оно же от печатного слова не ушло. От бумаги, от газет. И в целом от информации на бумажном носителе. Мне кажется, ничем не заменить чувство потери у человека. Он трудится над своим текстом или математическими расчетами, сохраняя их в компьютере. И вдруг в результате технической ошибки, теряет эти файлы… Каждый переживает такое очень сильно. Я уже не говорю о каких-то эксклюзивных данных, о документах, которые обязательно должны храниться на бумаге под грифом «секретно». Доверие к бумажному носителю еще долго будет сохраняться в обществе. Eсли ты взял в руки газету, прочитал ее на бумаге, то какое-то доверие появляется. Мы живем в то время, когда просыпается интерес ко многим вещам, о которых ты думал, что их списали в историю. В нелегкие времена, которые переживает наша страна и наш народ, средства массовой информации должны быть сохранены. Сохранены мощности, опыт, кадры, поскольку информационная война по силе не меньше, чем боевые действия. Переписать историю, о чем многие говорят и многие предупреждают, намного легче на электронном носителе, чем на бумажном. — Газеты, особенно прошлых лет, вообще подделать невозможно: шрифты, качество бумаги, авторский стиль. В моем редакционном архиве копии документов, которые были представлены городом в академию наук, 90 свидетельств в этой кипе документов — оттиски газет военного времени, которые скопировать можно, но подделать нельзя. Это газета «Красное знамя», единственная, которая издавалась в Тюмени в те суровые годы.

Eще вопрос: что бы вы хотели от сегодняшнего «Тюменского курьера»?

— Прежде всего, остаться таким же, каков он есть — откровенным, честным, независимым. Быть таким же влюбленным в свой город -это качество далеко не каждому средству массовой информации знакомо. Это чувство любви к городу всегда формировало газетную повестку. И первую и последнюю полосы. Любовь к городу не позволяет газете злоупотреблять своими возможностями. Только так можно писать колонку о происходящих событиях и переживать за то, что будет завтра. И вспоминать о том, что было вчера. Любовь выражается еще и в том, чтобы быть рядом, когда трудно.

— Что вы нам пожелаете: быть острее и быть добрее? Конечно, можно сосредоточиться исключительно на недостатках. Ах, какой успех — очереди у киосков. Я помню самую острую газеты страны — Советская Россия. Я помню и другие. Но наша газета -дитя этого города. Она часть города. И зеркало города, по крайней мере, старается им быть.

— Я желаю, чтобы вы и дальше оставались городской газетой, какой я вас воспринимаю, и другого статуса не надо — ни регионального, ни федерального. Вы — наша городская тюменская газета, которую тюменцы любят и воспринимают как свою. Я желаю вам оставаться тюменской газетой еще и потому, что многие предписанные законодательством вещи мы с вами вместе организуем, и я не хотел бы менять партнера (как, я уверен, и вся администрация). И при этом чтобы «Курьер» оставался кузницей кадров. Может быть, вам это обидно, но вы принимаете молодых, прямо со студенческой скамьи, и они становятся журналистами, а потом я их вижу в других средствах массовой информации, а к вам прихожу — и снова вижу молодежь. Конечно, преемственность есть, поэтому я и желаю, чтобы сохранялось все, что присуще «Тюменскому курьеру». Передача принципов.

— Каких? Каковы, на ваш взгляд, принципы у «Тюменского курьера»?

— Это честность и откровенность. Вы откровенно говорите о многих вещах.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта