X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Текст в бронзе

Александр Кривицкий. Собрание сочинений в трех томах. Художественная литература, 1984.

Кто в нашей стране не повторял хотя бы раз чеканные строки клятвы защитников Москвы, прозвучавшие еще в 1941 году? Вот они: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва».

Я перечитал эти слова на каменной стеле в алмаатинском парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. И подпись: политрук Василий Клочков. Этот текст впервые появился на страницах в передовой статье газеты «Красная звезда». Передовая статья, согласно правилам не только тех лет, не подписывалась. В ней сообщалось о сражении с танками у разъезда Дубосеково и то, что именно этими словами поддерживал боевой дух панфиловцев политрук Клочков.

Передовую написал журналист Александр Кривицкий, который и вложил в уста погибшего политрука слова, столь необходимые в тот критический момент… Они так часто повторялись, что никто уже не искал их автора. Не до авторства тогда было. И только воспоминания редактора «Красной звезды» генерала Вадимова скажут нам об этом.

Блестящий журналист Александр Кривицкий и сам сумел великолепно написать обо всем, что подарила ему судьба военного корреспондента. Она провела его от боев под Москвой до никому еще не известного инженерного училища в Карлс-хорсте, предместье Берлина, где 8 мая 1945 года была подписана капитуляция Германии. Откройте в третьем томе очерк «Карта из бункера» и прочтите эти интереснейшие записки. О том, как вел себя сознающий все величие этого дня маршал Жуков. Как нехотя шел к столу, где лежал текст капитуляции, фельдмаршал Кейтель. Как фотокорреспондент «Красной звезды» Виктор Темин, оттесненный охраной от главного стола, прыгнул на этот стол и пошел по нему, щелкая на ходу затвором фотоаппарата.

Александр Кривицкий, вышедший из сотрудников многотиражной газеты фабрики «Парижская коммуна», стал одним из лучших перьев «Звездочки», так называли на фронтах его газету. Потом он стал военным историком и опубликовал на страницах газеты цикл очерков об истории русского офицерства.

Он стал одним из героев романа Симонова «Солдатами не рождаются». Там он — Гурский. Но легко узнаваем даже по описанию Симонова: «…заика, рыжий, очкастый человек в гимнастерке без петлиц.» А он на самом деле очень заикался.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта