По дорогам детства
Белокурый мальчишка, прочитавший в своей жизни всего одну «настоящую» книжку, долго не мог понять, про какие нарукавники говорит Владислав Крапивин в повести «Оруженосец Кашка». И как пришла писателю в голову мысль написать такую замечательную книжку. Мало кому из нас доводилось встречаться с писателем. Да еще с таким, с книгами которого не расстаемся с той поры, когда едва научились читать.
Мечта забавного мальчишки сбылась. Про нарукавники ему объяснил сам Крапивин, приехавший в Тюмень специально, чтобы пообщаться со своими читателями. Оказывается, нарукавники надевали даже храбрые рыцари в старину, чтобы тугая тетива не била по рукам. Стрельбой из лука увлекался Славка Крапивин в детстве. А потом вырос и написал повесть про маленького оруженосца. И еще много-премного чудесных добрых книжек.
Встреча с читателями состоялась во вторник в областной детской научной библиотеке. Они говорили о своих общих знакомых — о персонажах книг. Крапивину «книжные» мальчишки и девчонки известны давно — это его закадычные друзья из далекого детства… Ведь большинство романов и повестей автобиографичны. Например, главный герой произведений «Шестая Бастионная», «Тень каравеллы», «Сказки Севки Глущенко» — сам Крапивин.
Начитанная девочка с озорными косичками пересказывала сюжеты крапивинских рассказов, пытаясь выпытать подробности, не вошедшие на книжные страницы. Помню-помню, — улыбался Владислав Петрович. И тут же — история про рыжего вредного приятеля Тольку Петрова, который жил когда-то много лет назад по-соседству в деревянном доме на улице Герцена в Тюмени. Воспоминания такие яркие, что кажется, что друзья виделись только вчера.
«Что вы хотите в жизни?». «Какая ваша книжка вам больше всего нравится?». «Где граница между сказкой и вымыслом?». Любимому писателю можно задавать любые вопросы. И про агрессивную козу Липу — персонаж известной повести. И совсем взрослые «философские» вопросы о любви, о деньгах, о здоровье… Владислав Петрович обязательно расскажет про свою первую любовь — девочку Машу из третьего класса. И про девушку Иру, с которой познакомился в университете и с тех пор не расстается уже более сорока лет. И ничего, что многие вопросы повторялись, а некоторые малыши от нетерпения подпрыгивали и тянули вверх две руки сразу. Здесь за плохое поведение не накажут. Ребята чувствуют, он — свой. И пусть седина в волосах. Зато какие яркие голубые глаза с задорными искорками… совсем как у мальчишки-озорника и мечтателя. А мечтает Крапивин отправиться в далекое увлекательное путешествие… Так с ребятами не разговаривают учителя. Быть «своими» никак не получается даже у родителей, хотя они очень стараются.
Ведь ни одна мама и ни один папа не взяли бы с собой в плавание игрушечного тряпичного зайца Митьку. Eсли бы потрепанный в походах Митька был поразговорчивее, он бы обязательно рассказал, как однажды попал с Крапивиным в штормовую переделку на Черном море. Яхта почти легла набок, и Митьку бы обязательно смыло водой за борт… Спасибо другу — Владиславу Петровичу — за то, что привязал его за уши к поручням.
Как жаль, что нам, взрослым, уже никогда не вернуться в детство. На взрослых Крапивин давно махнул рукой. Их уже не изменишь. А дети… Всегда есть надежда, что они вырастут хорошими людьми. Серьезный мальчик Илья Тарасов пообещал, что когда вырастет, то обязательно поставит фильм по своей любимой крапивинской книжке «Дети Синего фламинго». Только не забудь, пожалуйста, попросил писатель. Мальчишка кивнул и подмигнул в ответ. Договорились железно.
***
фото: