Таможня в образе «плохого парня»
Отношения руководителей некоторых тюменских предприятий с таможней иначе как враждебными не назовешь. Почему?
Как выяснилось на семинаре «Совершенствование внешнеэкономической деятельности: проблемы и пути их решения», отсутствие взаимопонимания между промышленниками и сотрудниками таможни возникло из-за множества неувязок в российском законодательстве.
Например, одно-единственное распоряжение о тонкостях классификации ввозимого оборудования обернулось для Тюменского аккумуляторного завода несколькими годами серьезных проблем при оформлении таможенных документов.
«Мы два года судились с таможней, чтобы спокойно ввозить сепараторную ленту. Восемь заседаний суда прошло. В конце концов доказали свою правоту. Вполне возможно, что продолжим судиться и дальше. Жизнь заставляет. Несколько видов необходимого для производства аккумуляторов сырья больше не производят в России, значит, их нужно покупать за границей и как-то растаможивать», — рассказал генеральный директор аккумуляторного завода Александр Кореляков.
Eго поддержали руководители других тюменских предприятий. На головы сотрудников таможни претензии посыпались как из рога изобилия: вагоны с грузами нередко неделями ждут внимания таможни; много ненужных хлопот с сертификатом страны происхождения; стоимость одних и тех же услуг таможенных брокеров в разных городах различается в несколько раз; чтобы провезти груз, порой нужно собрать до 25 различных документов.
«У нас при Тюменской таможне создан специальный консультативный совет. Все проблемы можно решить, если заранее обратиться за помощью к специалистам. Чтобы вагоны с грузами не простаивали в ожидании растаможки, достаточно заблаговременно письмом уведомить нас об их прибытии. Мы тогда пересмотрим график работы инспекторов и постараемся быстро проверить ваш груз», -защищаются представители таможни.
По мнению промышленников, наиболее сильно проблемы с таможней бьют по малому бизнесу. В небольших фирмах часто нет специалистов, сведущих в тонкостях таможенного законодательства. Особенно тяжело приходится бизнесменам, впервые провозящим груз через государственную границу. Отсутствие опыта для них нередко оборачивается многомесячной бюрократической волокитой.
«Сырье нужно завозить каждый месяц. Иногда случается так: 12 месяцев — 12 судебных дел. Мы тут говорим только о проблемах с ввозом зарубежных товаров, а еще сколько неувязок возникает при вывозе нашей продукции за границу. Eсли мы хотим, чтобы наш малый бизнес торговал со всем миром, нужно упростить для него процедуру заполнения таможенных деклараций», — уверены директора предприятий.
Представители организаторов семинара — правительства Тюменской области, регионального института международного сотрудничества ТюмГУ, торгово-промышленной палаты области — попытались взаимный обмен претензиями перевести в конструктивное русло. Прозвучало предложение: «Бесполезно конфликтовать с таможней из-за каждого конкретного документа, необходимо вносить изменения в законодательство РФ. Для этого руководителям промышленных предприятий нужно как-то объединиться и выступить с общей инициативой перед Государственной Думой».
К сожалению, ситуация, когда мелкие на первый взгляд конфликты в конечном итоге упираются в недостатки российских законов, уже стала традиционной. Нечто подобное происходит и в строительной отрасли, и в сфере жилищных отношений, и при решении земельных вопросов. Депутаты Государственной Думы привычно оправдывают несовершенство принимаемых ими законов большим количеством проводимых в России реформ. Однако если тенденцию к нарастанию законодательных неувязок не удастся обуздать, то через несколько лет она грозит превратиться в тяжелую гирю на ноге российской экономики.
Впрочем, до Москвы далеко, а тюменские проблемы вполне можно решить на месте. Состоявшаяся на семинаре дискуссия — свидетельство того, что первый шаг к улучшению взаимопонимания между промышленниками и таможней сделан. Вполне возможно, что, продолжая диалог, удастся избавиться от многих досадных недоразумений.