X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

О том, как важно съездить в гости к дедушке

Иногда одна-единственная поездка в гости к дедушке может значить в твоей жизни очень много. Как это произошло с Кириллом Котляром, когда ему было семь лет.

Хочется выдать что-то необычное, напевное, почти былинное: «И полетел он на вертолете над лесами, над болотами, в деревню Болчары Кондинско- го района, не зная, что приготовил дедушка для него игру старую, игру мудрую, ифу великую, которая так его увлечет, что забудет мил друг Кирилл все на свете…».

Но я, конечно, чуть увлекся: «обо всем на сеете» этот по-своему удивительный мальчик не забыл (учится в школе в свои 11 лет, слава Богу, хорошо). И в шахматах добился впечатляющих для своего возраста успехов.

Тут внимательный читатель, конечно же, вспомнит: ба, да это же тот самый Котляр, что был одним из героев «Турецкого марша», выиграв в составе тюменской команды чемпионат мира среди школьников-2005!

Что ж, это действительно был трудный и счастливый год. Самое время вспомнить о том, что ему предшествовало.

Итак, в шахматы его научил играть дед. Мол, давай, внучек, покажу тебе ходы, потом — несложные комбинации. Так и уселись вдвоем, да нешуточно увлеклись… Теперь, говорят, Николай Валентинович не рискует играть с внуком — «поезд ушел», исход соперничества предрешен. Хотя, полагаю, время от времени, при новой встрече, они будут садиться за черно-белую доску — не ради результата, ради удовольствия. Шахматы, если ими «заболеешь», не отпускают.

А теперь чуть-чуть о совпадениях и о том, что и они подчас решают в нашей жизни очень многое. И выглядят этаким знаком судьбы, ниспосланным человеку.

Тренер Кирилла Вениамин Алексеевич Фирулев родился в… Кон- динском районе. Это ли не совпадение? Но встретились они в Тюмени. И эта встреча тоже не представляется рядовым, обыкновенным событием. Нет, никакой мистики — но не кажется ли вам, что, когда пересекаются жизненные дороги незаурядных людей, возникает новая, поистине волшебная путеводная нить? Разумеется, мастерами в одночасье не становятся. Это долгий и тернистый путь, и нет гарантии, что ваш воспитанник станет, скажем, чемпионом мира, новым Каспаровым или Крамником. Но, право, стоит попробовать пройти этот путь вместе — рискнуть, отважиться, настроившись на многотрудную и непрерывную работу…

Все, довольно размышлений — тут, как и в шахматах, я могу угодить в цейтнот; время торопит; пора щелкать по кнопке символических часов и делать ход. То есть продолжать мой рассказ.

Миновало лето в Болчарах с первыми шахматными уроками, а осенью родители Кирилла, Ирина Николаевна и Игорь Эдуардович, спросили сына: чем хочешь заниматься в свободное от уроков время? «Играть в шахматы», — ответил он однозначно и твердо. Судьба, между тем, приготовила симпатичную комбинацию: Котляр- младший учится в гимназии N 1; здесь создается шахматный кружок; в кружок приходит на работу тренер Фирулев. Состоялось, срослось! Будь я волшебником из школы Гарри Поттера, довольно потер бы руки и отправился бы пить чай с вареньем: дело сделано! Шучу, однако.

Им только предстояло работать вместе. И мальчик пока не знал, что даст ему тренер. А тренер не знал, чего ждать от мальчика…

Уже в ноябре того же года Кирилл выифал школьный турнир и выполнил норматив четвертого разряда. Дальше — больше. К следующему лету у него третий разряд, а в июне — второй. Во всех соревнованиях, где он участвовал, неизменно занимал первое место. Eго «лесенка наверх», по словам Вениамина Алексеевича, была стремительной и непрерывной. И возникало такое ощущение, что юный шахматист словно купается с наслаждением в «волнах» игры, что его интерес к ней поистине безграничен.

Хотя, вспоминает Фирулев, слез было пролито немало. Кирилл тоже признается честно: плакал не однажды, когда проифывал. То были скупые и необходимые мужские слезы. Они высыхали, уходила досада — и он снова садился за доску; или читал шахматный учебник; или обращался к компьютерной шахматной программе; или ехал на новый турнир; или разбирал с тренером удачную, либо не очень, партию… Жизнь продолжалась!

Шахматную любознательность Кирилла его наставник отмечает особо.

И продолжает загибать пальцы. Способности? Несомненно. Спортивный характер? Он присутствует, и каждая пролитая слезинка, фигурально выражаясь, не ушла в песок. Выносливость, необходимая спортсмену?..

Здесь надо рассказать один случай. В 2003-м у Кирилла был первый выездной турнир — первенство Уральского федерального округа в городе Коркино Челябинской области. И вот в одной из партий (сопернику, как и ему, не было еще 10 лет) понадобилось сделать около семидесяти ходов. Страшно много! Самое удивительное, что юный Котляр, по его словам, совсем не устал («наоборот, хотелось ифать еще и еще»),

А вот мама, сидевшая в коридоре и ждавшая сына, устала точно. Eй эта партия показалась длинной, как какой-нибудь бразильский сериал. Кирилл, наконец, вышел из зала, где.склонились над досками мальчиши-малыши, и скромно сообщил, что выиграл…

Я уже имел удовольствие сказать о благодатном союзе тренера и его воспитанника. А теперь хочу склонить голову перед мамой и папой Кирилла: если бы не они, он вряд ли зашагал бы так свободно и вдохновенно по той самой «лесенке наверх». К примеру, на очень важный турнир в Дагомысе — чемпионат России для соответствующего возраста — Кирилла повез папа, взявший отпуск. В иных случаях Игоря Эдуардовича сменяла его супруга. Для них это было естественным, само собой разумеющимся — и соображения материальные или иные неизбежно уходили на второй план. Они должны были ехать — и все!

Здесь мысленно нажму кнопку часов, возьму паузу и взволнованно скажу: как здорово, что есть такие родители, без которых не состоялось бы, не родилось, не пришло к желанному успеху столько чемпионов! И сколько не состоялось, сгинуло, не дошло до заветной цели только потому, что им не помогали так самозабвенно, с такой любовью…

Семейные шутки тоже связаны с шахматами: мол, на одном из турниров мама-спутница испортила всю «малину» — сын проиграл две партии подряд. Вениамин Алексеевич на сей счет резонно возражает: «Винить маму не в чем. Кирилл играл хорошо до тех пор, пока не знал, с кем играет. Посмотрел турнирную таблицу — и немножко испугался. Боязнь конкретного противника — того, кто постарше, поопытнее, кто имеет больше побед — у него пока сохраняется…».

Рискну сравнить эту «болезнь» с корью: она — возрастная. Она пройдет, и тогда пусть боятся соперники.

Вот и в решающих турнирных партиях Кирилл не всегда справляется с волнением, напряжением — и проифывает. И здесь все поправимо. Знать собственные слабости — уже хорошо. Предупрежден — значит защищен. Значит, есть над чем работать.

Тем более что я успел убедиться: мой юный герой не страдает «звездной болезнью».

Окончание следует.

НА СНИМКE: Кирилл Котляр.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта