Час пик для тепла и холода
Низкая температура — словно лакмусовая бумага для городской коммунальной службы: выявляет все ее слабые стороны.
«Тоньше» всего у нас по-прежнему в подвалах, там чаще всего и рвется.
Поэтому из трех телефонов, что находятся в диспетчерской службе Тюменских тепловых сетей, чаще всего трезвонит тот, что на столе с табличкой «Диспетчер внутридомовых сетей Олег Леонидович Икон». С восьми утра до часу дня в его журнале уже 23 записи. Больше всего жалоб, говорит Олег Леонидович, на «теплые батареи». Причина чаще всего в завоздушенных стояках. Поэтому главная задача сантехника сегодня — «прогнать» воздух.
Только разговорились — звонок. Включаем громкую связь. Звонит жительница с Ямской, 96а: «Хочу узнать, что делают в нашем доме?». «Работы идут», — отвечает Олег Икон. «Меня такая ситуация не устраивает: с 13 января нет тепла! — интонация повышается с каждым словом. — Куда только ни звонила: от одного к другому отправляют! Мы что, должны замерзнуть? Не нужно нам такое обслуживание! На седьмом этаже малютка недельный!..».
Диспетчер с трудом вставляет слово, просит собеседницу успокоиться. В ответ: «Попробуйте с 13 января померзните, посмотрю, какой вы спокойный будете!». Ничего себе, представляю я, три дня в холодной квартире. Но позже выясняется, что отопления нет только на кухне, что, впрочем, тоже мало успокаивает. В подвале случился порыв, стояки отключили. «Третий день сижу дома и жду сантехника», — жалуется женщина. «Но сварщики не могут разорваться, не могут одновременно быть в пяти местах. Разберемся сейчас», — обещает Олег Икон.
«Понимаете, дома старые, разводка старая…» — разговор прерывает очередной звонок, теперь с Ямской, 110. «Сантехники пришли на второй и третий этажи, сделали там тепло, а остальным говорят — идите, спускайте воду. Я спустила, но все равно батареи не греют как следует. Ну что же это такое делается!» — почему-то отсутствие тепла беспокоит в основном женщин. Олег Леонидович обещает разобраться, почему сантехники ушли, не доделав свою работу. Кладет трубку и тут же связывается с ЖЭУ (сейчас они переименованы в ООО).
Недаром говорят: хороший сантехник — на вес золота, на нем нередко замыкается вся коммунальная система дома. Не в последнюю очередь от него зависит и состояние подвала. Хотя основную ответственность за внутридомовые сети несут ЖЭУ и ТСЖ. Судя по «раскаленному» телефону диспетчерской службы, проблем в этом хозяйстве хватает с лихвой. Разводящие сети, система регулировки требуют замены.
Диспетчера разводящих сетей Владимира Кучера звонки тревожат реже, впрочем, с Олегом Иконом они работают в паре. На вопрос «Как у вас дела?» Владимир Александрович улыбается: «Изумительно!». Как же, говорю, изумительно, а детский садик N 67 — там нет горячей воды, чуть теплые батареи. Говорят, труба с горячей водой зарыта неглубоко, вот вода и замерзла. Диспетчер с ситуацией знаком: в ближайшее время аварийщики выезжают туда.
А вообще каждая из 24-х аварийных бригад теплосетей на своем посту. С задвижкой на центральном тепловом пункте по ул. Широтной, 17, уже справились: из-за повреждения жители дома обходились без горячей воды. А вот и редкий звонок: жительница частного сектора с ул. Неатбакова подозревает своего соседа в том, что он незаконно подсоединился к магистральной теплотрассе, возможно, поэтому у нее в доме не так тепло, как хотелось бы. Диспетчер подсказывает телефон тепловой инспекции, которая и проверит, так ли это.
И снова трезвонит телефон: на ул. Пароходной, 22, в теплоузле течет вода, парит. Местные сантехники приезжали: но в узел не попали, нет у них ключей, уехали обратно. Весь подъезд в пару. «Сейчас разберемся», — обещает Владимир Кучер и тут же передает информацию на соседний стол: Олег Икон уже в курсе, с ЖЭУ связался.
Все в светлой и теплой комнате диспетчерской службы кажется решаемым. Но по тому, как повторяются одни и те же звонки, становится ясно, что цепочка «диспетчер — ЖЭУ — аварийная» — со «слабым» звеном. И хорошо, если слабость от загруженности в морозные дни, а не от безответственности похожих на знаменитого Афоню сантехников — таких, как выясняется, и сегодня хватает.
Самая спокойная, как кажется, работа у диспетчера магистральных сетей Альберта Нигматуллина: телефон молчит. «Изменение температуры теплоносителя происходит по моей команде», — говорит Альберт Тимурович. Вот он — главный Дед Мороз города: захочет — заморозит, захочет — обогреет. Конечно, температурный и гидравлический режимы диспетчер регулирует в зависимости от средней температуры по городу. Этот режим меняется два раза в сутки: в восемь часов утра и вечера. Причем задача диспетчера — избежать резких изменений, потому что именно из-за них случаются аварии во внутридомовых сетях.
На столе у Альберта Тимуровича три компьютера. На одном режим работы двух ТЭЦ и пяти насосных станций (они обеспечивают гидравлический режим) — температура теплоносителя, давление, расход теплоносителя. По многочисленным цифрам, которые меняются каждую минуту, диспетчер может сказать, в каком месте произошла утечка и к какой ТЭУ принадлежит трасса. На втором компьютере — карта города с тепломагистралями светло-голубого цвета. Третий — с еще более точными показателями работы ТЭЦ.
На всю стену — оперативно-технологическая схема контроля теплоносителя, вся она мигает красными и зелеными огоньками. По схеме диспетчер с высокой точностью подает команды оперативным аварийным службам. И не дай Бог перепутать номер теплокамеры или задвижки, тогда аварийная ситуация может осложниться, например, гидравлическим взрывом.
Все огоньки на важных приборах мигают в такт: значит, на магистральных сетях все в порядке.
«Без отопления никто не останется», — уверяют нас в диспетчерской службе. Вот, например, в домах по ул. Ямской, 96а и 110, уточняет диспетчер внутридомовых сетей, пока мы с вами разговаривали, все неполадки устранены. Но телефон на его столе так и не умолкает.
***
фото: Старший диспетчер внутридомовых сетей Алексей Кокорин и Олег Икон;Теплотрасса парит;Владимир Кучер;Альберт Нигматуллин