Картинки к книжке
«Дневной дозор». Россия, 2005 г. Режиссер Тимур Бекмам- бетов. В главных ролях: Константин Хабенский, Жанна Фриске и др.
Очередь за билетами на вторую (и последнюю?) часть эпопеи с «дозорами» по романам Лукьяненко была, как в Мавзолей. Очень верно просчитанный пиарщиками ход: зарплату населению выдали до Нового года, а в образовавшиеся десять дней каникул хотелось занять себя чем-то приятным и деньги потратить. Да и бесконечная реклама фильма по Первому каналу тоже покоя не давала. Сделано просто и грамотно.
Вопреки традиции, хочется разложить фильм не на плюсы и минусы, а на «темную» и «светлую» стороны. Да и пересказывать сюжет надобности нет, все знают его и так.
Светлая сторона. Во главе фильма, как и предполагалось, — главный герой Антон Городецкий в исполнении Хабенского. Правда, он какой-то совсем спившийся и опустившийся, но по-прежнему выступает за Светлых. А сюжетная завязка фильма базируется вокруг непростой судьбы его сына Eгора, которого Темные ловко используют во вред всему человечеству. А папа бегает за ним и безуспешно пытается изобразить некую родительскую заботу.
Второй заметной фигурой, в чем никто и не сомневался, стала героиня Жанны Фриске, молодая и привлекательная ведьма Алиса. И если Городецкий вполне зрителю привычен, то Алису рассматривать было очень интересно. Она получилась очень яркой: в одежде папуасских раскрасок, на шее — ошейник с шипами, за спиной — черный рюкзачок в форме детского гробика. Алиса мчится по Москве на автомобиле «мазда» и проводит оперативно-розыскные мероприятия методом личного сыска. Она, пожалуй, самый интересный персонаж: там, где не хватает актерских навыков, их умело компенсирует яркий макияж.
Все снято ловко, начиная от титров в начале и заканчивая титрами в конце. Во-первых, фильм цветной. Во-вторых — отличные эффекты. Несмотря на бесконечные разговоры о высокой духовности, главное для нашего зрителя — спецэффекты. Их стало заметно больше, и выглядят они значительно луч- ^^?Йо^Ночном дозоре»., Хотй; есть и погрешности, но мелкие: На- пример, сын Городецкого Eгор подкрадывается к своей жертве сначала в маске, в следующем кадре — в обычной шапочке, а потом опять в маске.
Спецэффектов в «Дневном дозоре» так много, что под конец авторы фильма, похоже, увлеклись, и смысл происходящего в последние 20 минут слегка потерялся. Но все равно — довольно приятно.
Темная сторона. Создатели фильма грамотно нащупали то, что надо отечественному зрителю. Массированная реклама и много спецэффектов — получилось «не хуже, чем в ихнем Голливуде». Подрастающее поколение детей — оно вообще без претензий. Фильм просто обречен на успех. Нет сомнений, спецэффекты в блокбастерах — дело нужное. И к их изготовлению следует подходить максимально вдумчиво. Однако после первого, пробного фильма «Ночной дозор», хотелось бы уже придать некоторый смысл происходящему на экране, добавить содержательности. Но не получилось.
Кто такие Светлые? Невозможно понять. Чем они занимаются, кроме езды на ЗИЛах в брезентовых куртках, как живут — ничего не показано. Кто такие Темные? Тоже понять нельзя. Какие-то бандиты с богемной примесью, ведь среди Темных в фильме были замечены критик Артемий Троицкий, музыканты Борис Моисеев, Сергей Шнуров и другие знаменитости. Что и зачем происходит — понять непросто. Зачем Темные, которые вроде живут за счет людей и среди людей, хотят все развалить и людей уничтожить? Остается загадкой.
Особый вопрос — отображение на экране волшебства. Понятно, что режиссер магии на дух не переносит. Но ведь жанр требует. Зачем главного злодея Завулона сбивает автобус? Понять невозможно. Машет главный злодей «плеткой», машины разлетаются от ударов, а Городецкий в чужом теле через сугробы на каблуках от «плетки» убегает. Как так? Чем отличается колдовство главного колдуна от неглавного? Что может один и чего не может другой? Кто чем опасен? Ничего понять нельзя. Вот обычные драки в фильме значительно бодрее.
В итоге фильм скорее напоминает большой и яркий видеоклип. Серию картинок к романам Сергея Лукьяненко. Осмелюсь напомнить, что дело происходит в России, где сильнейшая классическая школа кино, где Марк Захаров снял своего Мюнхгаузена, а Андрей Тарковский — «Андрея Рублева».
НА СНИМКE: Жанна Фриске в роли Алисы.
ФОТО www.kinopoisk.ru
***
фото: