Возвращение в праздник
Такая культурная жизнь
Эльфы, русалки, дамы в кружевах, ангелы всех мастей стали главным украшением выставки «Рождественская елка», открытой в Тюменском музее изобразительных искусств.
Дед Мороз тоже здесь. Даже два Деда. Даже три. Или больше? Честно сказать, от этих красноносых волшебников уже рябит в глазах. Но не забуду того, который спит под елкой, поджав ноги в полосатых чулочках (автор куклы Андрей Eрдяков дал пояснение: «Дед Мороз устал»), и другого, трогательного кроху в ночной рубашке и колпаке (автор Людмила Кузнецова).
Традиция рождественских выставок в музее изобразительных искусств зародилась в 1991 году. Первая экспозиция была очень скромной, особенно если сравнивать с нынешней.
Нынешнюю развернули в большом помещении, бывшем актовом зале. Прежде здесь гостила передвижная выставка «По улицам олень бегущий», дополненная перфомансом по повести Анны Неркаги «Белый ягель». И сейчас музейщики вновь предприняли попытку обыграть пространство, расставили вдоль стен силуэты, арендованные у драмтеатра. Любой посетитель может сфотографироваться в образе, который ему по вкусу: дама, господин во фраке, бравый гусар.
По словам искусствоведа Веры Субботиной, сотрудники музея не старались отразить только рождественскую и новогоднюю тематику, ритуалы, обряды, они хотели создать праздничное настроение. А настроение зависит… нет, не от шампанского, хотя им довольно часто угощают посетителей вернисажа. Eсть ключ, открывающий двери в праздник: воспоминания о детстве.
Тем, чье детство пришлось на 50-е годы прошлого столетия, будет приятно увидеть фарфоровые статуэтки из фонда ТМИИ: женщина с елкой, электромонтер и другие жизнерадостные герои советского прошлого. Совсем другую иллюзию откроют картины, Михаила Гардубея, где библейские сюжеты расцвечены радугой детских впечатлений. На вернисаже художник долго и с удовольствием рассказывал, как отмечали Рождество в Закарпатье, как ждали праздника, наряжались, колядовали. Маленький Миша даже не знал, что Новый год отмечают 1 января, пока не пошел в школу. Не знал он и Деда Мороза, главным волшебником для него был святой Николай.
Сказочные существа Людмилы Кузнецовой и Татьяны Изосимовой — близкая родня литературным персонажам. Eще одна тропа к чудесам ведет от скульптурных композиций Анастасии Хариной: ангел-всадник, ангел-мама, детки-ангелята и дядька с лысиной — тоже ангел. Веселый фольклор.
Добрая фея Ольга Трофимова окружила зимний праздник райским пейзажем: «Райский Новый год». Хорошо бы встретить Новый год так же светло и прекрасно, как это написано Ольгой, да хочется еще пожить.
Непосредственную радость праздника передают рисунки, авторам которых от трех до семи лет. Возраст, как известно, — не помеха творчеству. Что подтверждает также картина зрелого мастера Юрия Юдина «Алеша Скворцов», помещенная среди наивных детских акварелей.
Да, заметно, что авторы выставки испытали немало трудностей с заполнением пространства. И все же спасибо им за выдумку.
***
фото: ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО;ФОТО ВИКТОРИИ ЮЩЕНКО