«Сосуля с первачком» и гусиный жир
Необычный предмет появился на стене Тюменской городской Думы в студеном январе 1906 года.
Почтенный купец и рачительный хозяин Андрей Иванович Текутьев самолично прикрепил к своей служебной резиденции термометр, доставленный его приказчиками из Москвы. Господа гласные, мещане и торговцы с ближнего базара сразу же окрестили оный предмет «сосулею с первачком» и подозрительно часто его рассматривали…
«Сибирская торговая газета» 25 января 1906-го сообщила о «красной черточке, застывшей в те морозные дни на градусной цифири 38».
Лютая январская стужа с пронзительным ветром загнала большинство тюменцев под крыши домов с навесами и на теплые лежанки русских печей. Однако не все горожане пережидали щиплющий мороз в теплых жилищах. Предприимчивые братья-купцы Иван и Федор Колмаковы сумели извлечь выгоду из холодов. В магазине на углу улиц Голицынской и Царской (ныне Первомайской и Республики) они развернули бойкую торговлю «жирком гусаков» — испытанным народным средством от обморожения.
Сами Колмаковы гусей отродясь не держали. Вместе с приказчиками они объехали окрестные деревни и скупили по 20 копеек за десяток жирненьких домашних гусаков с гусынями. Особенно повезло местным предпринимателям в Юртах Парфеновских. Семейство Гумеровых продало купчикам семьдесят гусиных голов с жировой прокладкою. Колмаковы, довольные, приобрели товар с охотою и подарили главе семейства баклажку в два штофа с чистой водкой, а его почтенной мамаше поднесли в дар блестящие мониста.
Подобные сделки состоялись также в Падерино, Зубарево, Копыто-во и Комарове. Купцы запустили товар в оборот по цене полтинник за фунт с оригинальной рекламой над прилавком. Опоган сочиненный Федором Колмаковым, звучал грубовато, но колоритно: «Гусиный жирок — любой харе большой прок».
Горожане оценили стихотворные способности предпринимателя и покупали товар с большой охотою. Только с 27 по 31 января «навар» с продаж гусиного жира, по записям в амбарной книге купцов, составил 73 рубля 20 копеек с половиною.
«Гусий жир» продавали и другие торговцы. Однако Колмаковы смогли обойти конкурентов.
Впрочем, многие горожане предпочитали не тратить денежки в «купецкой лавке», а пользоваться гусиным жиром с личного подворья. В 1907-1909 годах поголовье этих птиц в Тюмени едва не сравнялось с количеством кур в личных хозяйствах горожан. Первенство и здесь принадлежало… городскому голове. К моменту окончания срока руководства Тюменью в 1912 году он имел гусиное стадо в 97 голов. Это количество соответствовало любимому числу купца-оригинала.