X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лето. Жажда. Жажда почета

Вот-вот городская Дума окажется в затруднении: в канун 415-го дня рождения Тюмени ей предстоит назвать имена новых почетных граждан.

Определить: кто же станет в один ряд со строителями Транссибирской магистрали Посьетом и Богдановичем, отцом города Андреем Текутьевым, первым космонавтом Юрием Гагариным, детским врачом Станиславом Карнацевичем, учительницей Валентиной Трофимовой и многими-многими славными нашими земляками?

Скажут: подумаешь, проблема! Разве ж земля сибирская талантами оскудела? Разве мало искренних радетелей за отчий край?

Оставим высокий стиль и ответим сами себе: наверное, немного. По крайней мере, большинство пожелавших общетюменского почета, на мой личный взгляд, соответствуют этому весьма в малой мере. А нередко и вообще не соответствуют.

Причем по самому первому пункту положения о почетных гражданах, где черным по белому написано — ЗА ВЫДАЮЩИEСЯ ЗАСЛУГИ. Повторю: вы-да-ю-щи-е-ся.

Так, например, среди участников нынешнего сезона охоты на почетные звания комиссия рассматривает заслуги господ Крамского из управления магистральных газопроводов и Шпомера из Тюменьэнерго. Ничего дурного сказать об обоих не смею. Не знаю. Но и ничего выдающегося о них мне также неизвестно. В чем их личный, а не подолгу службы и за конкретно осязаемую зарплату, вклад в красоту и процветание Тюмени? В чем самоотверженность? Eсть ли желание построить, к примеру, на личные средства городскую больницу, училище, театр или библиотеку, как сделали их предшественники по российскому капитализму Текутьев, Никольский и Подаруев?

Eще раз повторю — ничего личного в моих выпадах нет. Равно как ничего «против» я не пишу. Наоборот — все мои слова только «за». За то, чтобы не принижалось высокое звание почетного гражданина, чтобы не превратилось его присуждение в обязательный и скучный спутник общегородского дня рождения.

Несколько лет назад как-то не случилось присуждение этого звания нашему земляку, уроженцу Тюмени, замечательному детскому писателю и педагогу Владиславу Крапивину. Автору необыкновенно тонких и трепетных книг. Прославившему тюменские улицы, тополя и овраги. Удивительную страну детства, из которой все мы вышли и в которую можем вернуться, раскрывая крапивинские книжки. Славкины книжки, так его звали в университете, где мы учились, правда, на разных курсах.

Тюмень и Крапивин — неразделимы. Но он — не почетный гражданин. Он не инициирует свое избрание. Нет писем от граждан и организаций с косноязыким перечислением стандартных заслуг, напоминающих профсоюзную характеристику.

В связи с этим у меня еще ряд вопросов. Например, как понимать роль общественной комиссии, которая рассматривает кандидатуры соискателей? Подобно паспортному столу или мандатной комиссии на бывших комсомольских и партийных конференциях она рассматривает адекватность представленных документов. Так отчего же она не является первым кругом чистилища? Отчего же не смотрит самих кандидатов, а только бумаги их на соответствие условиям положения о почетных гражданах? Отчего же не говорит громко, не боясь кого-то обидеть, ибо защищает принципы, «подходит или не подходит» выдвиженец для того пьедестала, на который намерен подняться?

Разменяв почетное звание на профсоюзные характеристики, мы оступаемся перед прошлым и оскорбляем будущее, которое хотелось бы видеть добрым и честным. Ведь иной кандидат рассматривает почетное это звание как «еще одну степень защиты». На всякий случай. Дешевле дать ему эту защиту и оставить почетное гражданство в покое.

Могут сказать мне — ты только отрицаешь, но не предлагаешь. Назови тех, кто лучше, чище, почтеннее? Верно. Сразу назвать не могу. Но ведь это, господа и товарищи, вовсе не довод. Нет сегодня г появятся завтра. Жизнь продолжается.

Конечно, выдвигать ищущих гражданского почета можно каждый год. Но присуждать звания каждый год — вовсе не обязательно.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта