«История одной книги»
(С.Смирнов. «Брестская крепость»)
22 июня 1941 года крепость была разбужена грохотом канонады. Кругом рвались снаряды и бомбы. Люди, проснувшиеся среди огня и смерти, несмотря на неожиданность, встали все на защиту своей цитадели.
Не раз, не второй, не сотый
От крепости немец отбит.
Уже как пчелиные соты
Все стены, а крепость стоит.
Ну кто там, ну кто там остался?
Легенду о белорусской пограничной крепости, которая продолжала отбивать атаки немецких дивизий даже через месяц после начала войны, когда враг углубился в нашу страну на сотни километров, эту легенду (тогда еще только легенду) многие услышали на фронте в августе-сентябре 1941 года. А весной 1942 года нашими войсками были захвачены немецкие штабные документы, где сообщалось: «Ошеломляющее наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови. Эта простая истина еще раз показала себя при взятии Брестской крепости. Русские в Брест-Литов-ске дрались исключительно настойчиво и упорно, они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению».
В 1944 году, когда был освобожден город Брест, на уцелевших стенах крепости, в проемах окон и дверей, на сводах подвалов стали находить надписи, оставленные защитниками крепости. В этих надписях, то безымянных, то подписанных, бойцы заявляли о своей решимости сражаться насмерть, говорили о преданности своей родине и народу. Найденные надписи не оставляли никаких сомнений, что надо говорить не о легенде, а о действительном эпизоде начала войны.
После войны, в конце 40-х -начале 50-х годов, в газетах и журналах появились первые статьи и очерки об обороне Брестской крепости. Но они носили очень общий характер, т.к. почти никто из уцелевших, прошедших через фашистский плен, еще не был найден, и ни один из них не рассказал во всеуслышание о пережитом.
Так обстояло дело до 1954 года, пока этой темой не увлекся фронтовик, журналист, писатель Сергей Сергеевич Смирнов.
«Я был участником войны и немало видел в те памятные годы. Но именно подвиг защитников Брестской крепости как бы новым светом озарил все увиденное, раскрыл мне силу и широту души нашего человека», -писал Смирнов.
Легенда захватила его. Он начал свои поиски материалов о защитниках крепости с двух-трех фамилий. Эта труднейшая и упорнейшая работа продолжалась более десяти лет. Писатель отыскал более трехсот имен оставшихся в живых бойцов. Но, как писал автор, «за каждым найденным здесь героем… стоят десятки и сотни других, неназванных, безвестных. И только время и труд многих, может быть, откроют их имена».
Так легенда становилась былью. А плод десятилетней работы над историей обороны Брестской цитадели — книгой, где очерки-главы обрастали добавлениями, именами, неожиданными поворотами судеб.
Автор повествует о людях и поисках очень просто. Нет ничего лишнего. Пишет только о том, что было на самом деле, пишет так, чтобы появилась вера у читателя, уважение к подвигу тех, о ком пишет автор. Здесь проходит сложная нить догадок и сопоставлений, автор отвергает одну версию, ищет другую.
Книга начинается с глав «Рождение легенды», «Легенда становится былью», «Начало поисков», «Поездка в крепость», чтобы потом на основе первых находок был начат в большой главе «Крепость ведет бой» подробный рассказ о главных событиях.
А следующие главы возвращают нас к истории разысканий, чтобы смениться главой о результатах новых находок.
Мы узнаем, что за родину отдали жизнь капитан Шаблонский и его жена Полина Корнеевна. Их четыре девочки остались сиротами. Но их спасли советские люди, воспитали и дали им образование.
Или вот — маленький Петя Клыпа. О нем можно много рассказывать. Выполнял трудные задачи, участвовал в боях «и в то же время был всегда весел, бодр, постоянно напевал песню, и один вид этого удалого, неунывающего мальчика поднимал дух бойцов, прибавлял им силы».
Гимном сестрам, женам, дочерям является рассказ о «Женском батальоне» крепости. Катя Тарасюк. Eе поступок внешне естественен и небросок. Муж, лейтенант Тарасюк, стрелял из пулемета, пока не был убит. Пулемет молчал недолго. Павшего командира сменил один из бойцов, вскоре и он пал. Тогда молодая женщина сама легла за щиток и вела огонь по врагу, пока и ее не поразил осколок снаряда.
Вероятно, книга о героях Бреста не получила бы такого широкого признания, если бы она осталась только летописью героических лет, только данью памяти героев. Прикосновение к живым человеческим судьбам неизменно рождало у писателя горячее желание бороться за них. Ведь герои книги Смирнова — это не вымышленные персонажи, а реальные люди. Характер каждого защитника цитадели раскрывается через описание совершенного им подвига, но вместе с тем каждый из них выступает как индивидуальность, со своими отличительными чертами и черточками.
Смирнов работал над книгой, и, одновременно с этим, радио, телевидение, десятки газет и журналов подхватывали его вопросы и помогали найти ответы. Так всенародно слагался эпос. Писатель ночами на кухне читал десятки, сотни, а потом и тысячи писем. Это он проштудировал тысячи единиц документов во всевозможных архивах. Eго герои были ему близкими, родными людьми. Он чувствовал не только ответственность перед ними, но и ответственность за них, за их судьбы. А ведь некоторые из этих судеб были сложными, очень сложными, и для «вмешательства» в них требовались не только сердечность, отзывчивость и вера в героев, но и большое гражданское мужество. По его предложению впоследствии многие защитники крепости были награждены орденами и медалями. А участнику защиты крепости Гаврилову было’ присвоено звание Героя Советского Союза.
Смирнов вернул этим людям веру в справедливость, а это, если хотите, вера в саму жизнь.
Так, в смертельном Бресте, и потом, в лагерях смерти, они -изувеченные, голодные, гнившие заживо, умиравшие, кажется, сто раз на дню, — они все-таки выжили, спасенные своей невероятной, неправдоподобной верой… А после войны новые ужасы выпали на их долю. Но и сквозь это прошли. Только глаза погасли — затух огонек их веры, костром горевший четыре страшных года…
А теперь! Теперь ясно — есть она! Жива на земле высшая справедливость, и, значит, стоит жизнь всей отданной за нее дорогой цены!
И слава писателю-гражданину, который поверил в человека и не только писал о его прошлом, но и боролся за него в настоящем, который сумел заставить этих людей, часто надломленных, поверить в значимость совершенного ими, вернул им веру в себя, в справедливость. Это редкое счастье писателя — изменять судьбы своих героев не только на страницах книг, но и в живой жизни.
Человек искал героев
Брестской крепости, Как старатель золото искал. Все легенды расспросил
в окрестности, Имена по буквам собирал. В казематах надписи
вычитывал,
Письма слал
по дальним адресам. И нашел героя позабытого, И ему сперва поверил сам. Доказал, что намертво
контужен
тот герой, пред кем
мы все в долгу, Только тело в шрамах,
а не душу, Отдал в плен вошедшему
врагу.
И.Доризо
Решением комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства при Совете министров Союза ССР Смирнову Сергею Сергеевичу за книгу «Брестская крепость» была присуждена Ленинская премия в 1964 году.
Так книга совместила времена — то время, что уже отошло в историю, и нашу эпоху. А история не умирает, она часть нас самих, наш подвиг, наше прошлое и будущее.
Н.Филинова, главный библиотекарь библиотеки N 13