X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Кишка тонка!

Всякий раз, возвращаясь с Урала, я въезжаю в Тюмень с четким чувством раздражения. И вспоминаю слова моего приятеля-тюменца, которому я когда-то показывал Челябинск.

Мы катались из соцгорода, так назывался тогда Металлургический район, на ЧТЗ, лихо по дуге сворачивали с площади Революции на улицу Воровского, тормозили под соснами у политехнического института… Я хвастался, мой приятель восхищался, а потом спросил: «Почему ты из такого красивого города уехал в Тюмень?».

Было это лет 20-25 назад. И я мог только надеяться, о чем, кстати, и сказал: мол, погоди, вот добудем еще пару миллиардов тонн нефти и так украсим Тюмень… Большая нефть пришла и прошла, я по-прежнему раз или два в год бываю в Челябинске. По инерции сравниваю его с городом, в котором живу больше половины жизни. И почти наверняка знаю, что избавиться от раздражения мне уже не придется. Никогда.

В моем личном понимании, город делают городом — улицы. Широкие, открытые, способные прокачать свои автомобили и одновременно быть местом для гуляний. За два дня в столице Южного Урала я ни разу не попадал в пробку. Я не видел аварий, хотя рискованной езды — так сколько угодно. Потому что тот бывший мой город — просторен.

Кстати, и у Тюмени был этот шанс. Но в эпоху нефтяного наступления часть ее улиц совершенно глупо перегородили многоэтажными домами. А в эпоху развитого индивидуального строительства, когда многое решает начальнический росчерк, сделанный после доверительной беседы с глазу на глаз, никто этим шансом не воспользовался.

Скажу про улицу Герцена, о которой много раз спорил с городскими начальниками, с архитекторами. Был и у нее, был шанс стать широкой и просторной магистралью. Сколько домов появилось на улице Герцена в промежутке между улицей Мориса Тореза и улицей Челюскинцев! Что стоило отступить на десяток-другой метров в глубь квартала? Что стоило распахнуть, раскрыть город?

Отнюдь. На самый тротуар вылез многострадальный «Вавилон», чтобы его жильцам прямо в нос шибали автобусные выхлопы. Ни на шаг от «красной линии» не качнулся «Дорцентр», который хорошо виден из моего окна (практичность господ Журавлева и Жученко хорошо видна и на улице Кирова, где они поставили жилой дом строительной академии едва не спихнув с фундамента исторический памятник). А здание «Тюменьстройпути» еще и придвинули к проезжей части.

Дальше ул. Герцена плавно перетекает в улицу Малыгина -и ничего не меняется. Тюменская домостроительная компания собрала из своих панелей дом, где жильцы, если не затормозят, выходя из подъезда, то явно окажутся на тротуаре. Судя по количеству развалюх, ул. Малыгина будет интенсивно застраиваться. Но готов спорить, хоть с мэром, хоть с главным архитектором, хоть с председателем земельного комитета, — кишка кишкой останется. И будущие поколения тюменцев будут с упоением «благодарить», нынешние власти за их прижимистость и недальновидность.

Короче. Сегодня центр города интенсивно перестраивается. Только непонятно, отчего его надо строить по скупым меркам прошлых веков?

Посмотрим дальше. На улице Холодильной все то же самое. Новое строительство. И дома опять шагают по тротуарам. Улица Мельникайте-южная создана на наших глазах — по средневековым канонам. Чтобы соседи из противоположных домов могли в праздник чокнуться стаканчиками…

В целом в Тюмени не наберется и десятка нормальных современных улиц. 50 лет Октября, Червишевский тракт, Пермякова, Широтная…

Сейчас идет работа над концепцией генерального плана. Боюсь, когда концепция превратится в план, а план — в реальность, все уже будет застроено и придется ждать еще лет 100-150, пока кто-то решительный не принесет в город простор.

В России надо жить долго. Кажется, очень долго. Столько не живут.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта