Запах особый — навозный
90 лет назад в магазинах Тюмени на улицах Спасской и Царской появилась водка, по крепости своей не уступавшая ямайскому рому. Народный напиток пользовался большим спросом среди мещан, купцов и чиновного люда.
Штоф (1,23 литра) «Особой горькой» с гербовой наклейкой стоил всего 75 копеек. Торговля шла бойко. Покупателей не смущал даже особый запах, напоминавший «дух» прелого навоза.
Совершенно случайно вонючая водка попала на стол унтер-офицера тюменского отделения Тобольского губернского жандармского управления Алексея Прелина, которого называли тюменским Пинкертоном.
Обиженный заявлением гостей, что его угощение очень дурно пахнет, Алексей Николаевич начал собственное расследование. Через месяц активного розыска он установил, что «водка с вонью» поступает в город из окрестностей озера Кучак.
Испросив санкцию у своего начальника ротмистра Калмыкова, унтер Прелин с городовыми нагрянул на берега, поросшие камышом. Здесь он и обнаружил «подпольный завод в четырех шалашах».
«В оном незаконном заведении два брата-близнеца Eгорка и Пафнушка, по 30 годов каждому, заливали в порожние бутыли спиртовую смесь, настоянную на конском и коровьем навозе. Они платили озерному татарину Абдулке по гривеннику за каждую бутыль, отвезенную в город.
Таковым образом они держали связь с приказчиками дома Колмаковых и других предприимчивых лиц купеческого звания, получая приличные барыши», — рапортовал сыщик.
За удачное раскрытие «вонючей тайны» Алексей Прелин получил вторую медаль «За усердие», а производители «спиртонавозной смеси» уплатили огромный штраф: «червонец золотом с каждого» — и были отправлены под особый надзор полиции в «дальние и холодные края».