Как «Девяты» в Тюмени праздновали
В России многие православные христиане празднуют «Девяты» — девятое воскресенье после Пасхи. В этом году праздник приходится на 17 июня.
«Девяты» в Тюмени праздновались с начала XVII века. Известный тюменский историк XIX в. Н.А. Абрамов писал, что возникли они с самой благочестивой целью — люди в этот день молились и освящали воду «в отвращение конского падежа, бывшего… в 1603, 1604 и 1605 годах». Лошадь в те годы играла важнейшую роль в жизни сибиряков — это было основное энергетическое средство, первый помощник. Помолиться о его здравии — все равно что помолиться о здравии собственном.
Молебен с освящением воды, которой потом поили лошадей, происходил под открытым небом, на ключе. В глубоких тюменских оврагах выход воды из земных пластов известен во многих местах, так называемые ключи. Самый обильный и водоносный ключ был в овраге, который так и назывался — Ключевым. Этот овраг на Большом городище, на его берегах находится теперь улица Краснодонская. В XVI-XVIII веках он был значительно длиннее, чем теперь.
На «Девяты» устраивали крестный ход. Из женского монастыря, располагавшегося на месте современной гостиницы «Нефтяник», в квартале улиц Челюскинцев-Хохрякова-Кирова-Советской, носили на Ключ иконы и хоругви.
Со временем к церковному празднику примешались светские обычаи не лучшего толка. Тот же Н.А. Абрамов сообщал, что это «общественное гуляние… в прежние времена было содряжено с пьянством, разными бесчинствами и соблазном». Сведения о празднике «на Ключе» дошли в начале XVIII в. до ушей бывшего митрополита Сибирского Филофея Лещинского, который в те годы оставил по состоянию здоровья церковную должность и жил в монастыре под именем схимника Феодора. В разгар праздника он приехал неожиданно на Ключ и застал там нетрезвый народ, «предававшийся бесчинствам». Феодор пытался «своими архипастырскими отеческими словами» призвать народ к благоразумию, но, видимо, это ему не удалось. Тогда он приказал засыпать Ключ землей и не носить туда иконы. После смерти Филофея в 1727 году тюменцы опять стали ходить на Ключ с иконами из женского монастыря, а когда монастырь закрыли (при Eкатерине II), то крестный ход отправлялся на Ключ из церкви Архангела Михаила. Постепенно крестные ходы прекратились, на Ключе остались только народные гулянья, очень многолюдные. Территория Большого городища в середине XIX в. была почти не застроена, и погулять было где.
Гуляния на Ключе проводились в «Девяты» и в начале XX века.
Издававшаяся в Тюмени «Сибирская торговая газета» 18 июня 1913 г. сообщала, что «в воскресенье 16 июня на поле между ипподромом и городом было большое народное гуляние, носящее название «Ключ». Бывает оно ежегодно в девятое воскресенье после Пасхи. Прежде это был народный праздник с пьянством, драками и т.д., хотя за последние годы пьянство и драки постепенно вывелись, и… в настоящем году подобных явлений не наблюдалось, несмотря на то, что была масса публики». Газета объясняла, что «теперь гвоздь веселья заключался в балагане, каруселях и массе палаток и шалашей, в которых продавали дешевые сладости и игрушки, орехи, фруктовые воды».
Мне рассказывали, что в первые годы советской власти праздник Ключа еще праздновался как общегородской, светский и летний. В жаркую погоду обливались водой из источника, танцевали, пели песни. Место было известно в Тюмени как «Святой Ключ». 4 ноября 1922 года в Тюмени переименовали 41 улицу, а площадь Святой Ключ назвали площадью Красных бойцов. В начале 30-х гг. XX в. в газете «Красное знамя» мне встретилось сообщение, что площадь Красных бойцов распределили между горожанами под посадку картошки.
Постепенно забылись оба названия — «Святой Ключ» и «площадь Красных бойцов». Забылись и «Девяты» как праздник «на Ключе».
***
фото: Это не праздник «Девяты» начала века. Это День России 12 июня 2001 года