Инициатива снизу паи давление сверху
Сельские главы, собравшиеся в четверг на заседании совета ассоциации сельских и поселковых муниципальных образований, решительно не захотели превращаться в «назначенцев», хотя к этому их мягко, но настойчиво подталкивали представители областной администрации.
Сыр-бор разгорелся из-за «административной революции», которая, возможно, ожидает сельскохозяйственный юг. Суть: 295 поселковых муниципальных образований (средняя численность — 1100 человек на каждое образование) должны слиться в два десятка районных муниципальных образований: Тобольское, Ишимское, Тюменское и т.д. (Пока же существуют районные администрации, обладающие контрольным функциями. Глав их назначает губернатор). Слившиеся в одно мелкие муниципалитеты теряют свой бюджет и избирательную систему. Т.е. главы назначаются «сверху», а не выбираются, сельские Думы ликвидируются. В районных муниципальных образованиях, напротив, появляются бюджет, выборные главы и думы.
Губернатор Сергей Собянин и члены его команды уже говорили как о преимуществах укрупнения (сокращение числа чиновников, возможность консолидировать в одном бюджете значительные средства, лучшая управляемость всей административной системы), так и о недостатках раздробленности (раздутые штаты, мизерные бюджеты, которые не позволяют реализовывать серьезные проекты, плохая кадровая подготовка сельских чиновников).
Однако главы поселковых образований из Тюменского, Нижнетавдинского и других районов с жаром защищали существующую поселенческую модель. Их аргументы за нее. Близость власти к народу, глава мелкого муниципалитета всех знает в лицо. Возможность быстро и оперативно, с согласия сельской думы, использовать пусть и скромные средства, например, для ремонта местной школы, больницы и пр. Бюджет прозрачен, легко проверяем контролирующими службами. Выборность местных органов, говорящая о существовании демократии на местах.
Аргументы глав против укрупнения. За каждой справкой местному жителю придется ездить в райцентр. Порой — за несколько десятков километров. Глава районного муниципального образования, например, Тюменского, в котором проживает 100 тысяч человек, в лицо всех жителей знать не может, будет далек от их нужд. Придется с большим трудом выбивать деньги для села из районного бюджета. Тут большую роль будет играть «близость к императору».
Председатель совета ассоциации Александр Крупин говорил о том, что районная модель силой навязывается, тогда как поселенческая модель за три-четыре года существования себя еще не проявила. Многие главы его поддержали, несмотря на то, что вице-губернатор Владимир Якушев уверял их, что ни Собянин, ни кто-либо из его окружения и словом не обмолвился, что укрупнению — быть. (Якушев при этом не забывал настойчиво советовать главам быть более осторожными в высказываниях, не будоражить общественное мнение).
Чтобы произошло укрупнение, нужно в каждом из мелких муниципальных образований провести референдум. Не менее половины избирателей должны прийти на референдум, более половины из них должны высказаться за укрупнение или против него. Eсли «за» — то их решение утвердит областная Дума. На нет и суда нет. Инициаторами проведения референдума должны выступить или группа граждан, или сельская дума. (Так уже произошло в 19 районах. Референдумы в тамошних селах состоятся в июле-августе).
Заместитель председателя областного комитета по самоуправлению Анатолий Малышкин утверждал на заседании, что во многих селах, где он побывал, люди с энтузиазмом, по собственной инициативе решили проводить референдумы. Однако сельские главы с ним были не согласны и говорили о «давлении» и «обработке».
Как, например, глава Кутарбитского муниципального образования Ирина Шляхтина (ее территория тоже не горит желанием влиться в муниципальное образование «Тобольский район»): «Всех толкают на это, всех толкают. Стопроцентно… Наша дума ведать не ведала, что вообще возникнет такой вопрос. Мы, главы, об этом тоже не думали. Нас собрали на совещание в Тобольске (в районной администрации — В.М.). Приехал Яковлев (председатель комитета по самоуправлению администрации области — В.М.). Выступил сухо, сжато. Все за нас уже решили, понимаете.
Нас на этот этап (когда существовала районная модель —В.М.) возвращают грубо, насильно. Буквально через несколько дней после того, как Яковлев приехал, нам сказали: все, собирайте свои думы, принимайте решение о проведении референдума. Вот как снег на голову. Что меня возмущает, так это то, что Малышкин говорит о том, что 19 районов решили добровольно объединяться».
Далее Шляхтина говорит о том, что дума Овсянниковского муниципального образования приняла решение не выходить на референдум. «Что вы думаете, -продолжает она, — в воскресенье приехали из областной администрации, обработали, насильно заставили принять другое решение: выходить на референдум».
По словам Крупина, совет ассоциации готовит обращение к губернатору, в котором выскажет свое отношение к грядущей муниципальной реформе и методам ее претворения в жизнь. «На поселенческой модели еще рано ставить крест», — считает он.