История любви из Интернета
«Влюбленный Тома»
Всемирная паутина то и дело выбрасывает на киносайты порцию восторгов по поводу дебюта бельгийского режиссера Пьера-Поля Рендерса «Влюбленный Тома». Eго картину уже окрестили «лучшей любовной историей в киберпространстве» и завалили всевозможными наградами. Например, фильм получил премию ФИПРEССИ «за новаторский киноязык и юмор», премию молодежного жюри «Латер-на магика» (за лучший фильм), специальную премию жюри международного фестиваля нового кино и новых медиа в Монреале.
Что же поразило мировую общественность в этом фильме?
Тридцатилетний Тома болен агорафобией (боязнь открытого пространства) в острой форме. В течение восьми лет он не выходил из дома и никого не впускал к себе. Он вступает в контакт с другими людьми только с помощью компьютера, обеспечивающего двухстороннюю видеофонную связь. Получает по видеофону сеансы психотерапии, через сеть — сеансы киберсекса, через страховую компанию — все необходимое для жизни. Одним словом, он счастлив. Все бы ничего, да только нет в жизни Тома человека, с которым можно было это счастье разделить.
Eго психиатр решает, что молодому человеку нужна основательная встряска и против воли Тома записывает его в интернетовский клуб знакомств. Да тут еще и страховой агент, подставляя нашего героя, выписывает девушек по вызову, прошедших специальную подготовку для обслуживания психически нездоровых людей. Мало-помалу эти вторжения в его внутренний мир начинают приводить в замешательство и беспокоить Тома. Далее по сюжету он «влюбляется». Но по окончании фильма многие зрители скажут: «О любви здесь не может быть и речи. Странное время, странные люди».
Сам же режиссер вот что сказал по этому поводу: «В сценарии меня привлекли элементы социальной сатиры на пренебрежение подлинными контактами между людьми в перенасыщенном средствами коммуникации обществе. Оруэлл и Хаксли напугали нас до смерти, сильно преувеличивая эту тенденцию, а фильм изображает безмятежное общество, свободное от комплексов: безопасность, комфорт, здоровье и процветание для всех. И все же… Как в любом произведении, заглядывающем в будущее, в фильме «Влюбленный Тома» говорится не о том, что может произойти завтра, а о том, что происходит сегодня».
Кстати, до «Томы» режиссер Пьер-Поль Рендерс снимал для бельгийского телевидения рекламные ролики и документальные фильмы. Поэтому критика помимо содержания оценила в картине операторскую работу. Съемка ведется с одной фиксированной точки на видеокамеры разных систем: то «Бетакам», то «Хай-8». Контрастные цвета. Монтаж — стык в стык. Никакого движения. Никаких пространств. Это — внутренний мир агорафоба и Западная Eвропа недалекого будущего.
По материалам сайтов: www.estart.ru и www.kinoizm.ru