X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Редкие книги Константина Высоцкого

В череде круглых дат Тюмени: 160 лет назад открыта первая публичная библиотека и запущен первый в Сибири водопровод, 130 лет назад город обзавелся телефонной станцией, 155 лет минуло с момента запуска типографии и 145 — с момента выхода первой городской газеты.

Павел Трясцин

Последние два события неразрывно связаны с именем Константина Высоцкого, которого доктор филологических наук, профессор Тюменского госуниверситета Наталья Дворцова подчеркнуто называет Дон Кихотом Сибирским. Eму она посвятила свой книжный труд «Дон Кихот Сибирский, или Галактика Константина Высоцкого».

Константин Николаевич — сын одного из сотен поляков, в первой половине XIX века сосланных в Тобольскую губернию в наказание за «преступное поведение» на родине. Преподавал в уездных училищах Тары и Тюмени. Человек разносторонних дарований, неординарного мышления, подвижник и просветитель.

Профессор Дворцова обращается к мемуарным «Запискам о моей жизни» Николая Чукмалди-на — «истории жизни крестьянского мальчика из деревни Кулаково, что в 20 километрах от Тюмени, ставшего московским купцом-миллионером». Высоцкому, по словам Чукмалдина, он обязан многим в «своем душевном складе и развитии». «Сколько длинных вечеров проводили мы с ним за чтением книг и потом за разговорами как по поводу прочитанного, так и по поводу общих вопросов», — пишет автор «Записок».

Первая книжица, отпечатанная в типографии Высоцкого, объемом всего в 14 страниц, имела незатейливое название: «Устав приказчичьего клуба в городе Тюмени». Инициировал его открытие Николай Чукмалдин. Одна из целей — «обмен мыслями по специальностям и в приобретении через чтение элементарных, технических и промышленных знаний». Подчеркивалось отношение к прислуге: «…чтобы! не были они слуги-рабы», а были бы «меньшие братья» и помощники, которых хозяева обязаны воспитывать, а не выжимать из них сок, как из губки воду».

«Высоцкий и Калганов» — так называется одна из глав «Записок». Художник Иван Калганов, уроженец Ирбита, перебрался из Туринска в Тюмень с помощью Чукмалдина, откликнувшегося на просьбу Константина Николаевича: тот рассмотрел в молодом живописце «великий талант, глохнущий в захолустье». В свою очередь Калганов, отмечает Наталья Дворцова, Высоцкого изображает то в образе Дон Кихота, то в виде одного из семерых правдоискателей из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

В этой связи профессор ТюмГУ обращает внимание на изыскания литературоведа, членкора РАН Всеволода Багно. Согласно им, пик русской славы Дон Кихота пришелся на вторую половину XIX века, когда роман был в каждой дворянской семье, а после публикации в 1860 году статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» в России «прослыть Дон Кихотом было скорее почетно».

Какой была Тюмень накануне открытия типографии? Известный публицист и исследователь Сибири Николай Ядринцев перечислял: «…67 кожевенных заводов и до 16 в округе. …до 46 других заведений, как мыловаренных, гончарных, канатных, кирпичных». Вроде бы числом немало, однако о развитой индустрии говорить не приходилось. Картина меняется со становлением судостроения и подходом к городу рельсового пути. В 1868 году Высоцкий в «Тобольских губернских ведомостях» в «Заметке об Уральской железной дороге» ратует за проект Богдановича, нацеленный на строительство сей дороги к Туре — водной артерии, связывающей с большой Сибирью, на соединении с Тюменью, где тогда насчитывалось 19 различных пароходов. Через год Высоцкий и Чукмалдин пишут «Записку о плавании по реке Туре пароходов и направлении предполагаемой железной дороги» (издана в 1872 году).

— Авторы проявили стратегическое мышление, четко обосновали экономику транспортного освоения обширного региона через связанную сеть речных и сухопутных магистралей, — подчеркивает Наталья Петровна. — Из 56 книг, изданных в типографии Высоцких (сначала самим основателем, а в последующем, до 1909 года, под руководством его дочери Людмилы), каждая пятая так или иначе связана с реками и пароходами. Пожалуй, из них самая увлекательная и познавательная — «3000 верст по рекам Западной Сибири. Очерки и заметки из скитаний по берегам Туры, Тобола, Иртыша и Оби». Эта книга, считаю, должна быть в каждой тюменской семье, ее следует изучать в школах в ракурсе краеведения.

«3000 верст» написаны тюменцем Андреем Павловым в ходе путешествия в 1876 году, когда по Оби курсировали уже 34 парохода, спущенных, как правило, со стапелей Жабынского судостроительного завода. Eго владелец Иван Игнатов отправил Павлова в речной тур для «ознакомления с современным экономическим положением берегового населения», а Константин Высоцкий консультировал, как лучше изложить, о чем не забыть сообщить. По содержанию это и книга-дорожник с таблицей расстояний, и рекламный путеводитель, и этнографический сборник. Наталья Дворцова обращает особое внимание на раздел «Исторический обзор Сибири», охватывающий временные пласты «едва ли не от Геродота и Гипербореи». Увиденное путешественником вызывает у него противоречивые чувства, он не скрашивает свои впечатления, подчас вызывающие грустные мысли, правдиво, с сочувствием и состраданием описывает быт обитателей татарских и русских селений, остяков и самоедов.

Типография Высоцкого издала несколько дорожников. С ними и сегодня любопытно знакомиться. В расписании движения пароходов товарищества «Курбатов и Игнатов» от 1893 года сообщалось: суда из Тюмени в Томск отправляются раз в неделю — по понедельникам, в 9 утра. Первый пароход отбыл из Тюмени 10 мая. В Сургут прибывают по пятницам, в Томск — по четвергам.

С января 1879 года, когда селение Тюмени составляло около 20 тысяч человек, Константин Высоцкий стал издавать первую местную газету — «Сибирский листок объявлений». Дворцова называет ее «последним донкихотским проектом Высоцкого». Газета, которую по своему наполнению и исполнению отнесли бы сейчас к категории рекламно-информационных (в ней, к примеру, регулярно размещались обзоры рынков), выходила еженедельно по пятницам на четырех страницах. Хотя объявлений прибывало, подписчиков было недостаточно, а издатель не обладал финансовым резервом для продолжения рискового дела. Увидело свет 52 номера. Следующий газетный проект стартовал в Тюмени только через 18 лет.

— Так что Константина Николаевича можно смело называть отцом тюменской рекламы. Не будем забывать, что в историю сибирской культуры он вошел также как человек, открывший в уездном городе первую фотомастерскую и литографию. Он был замечательным литографом, тонко чувствующим цвета и формы. Ряд его типографских изданий мы относим к шедеврам книжной культуры того времени. А его работы как картографа?! Они не подлежат забвению, их надо выставлять на всеобщее обозрение, — не скупится профессор на похвалы в адрес своего героя — «с его жертвенным служением высоким идеалам».

Не один год понадобился Наталье Петровне, чтобы написать и издать 167-страничную книгу о жизни, творческом наследии Высоцкого. Изучены, оцифрованы почти все материалы, хранящиеся в трех библиотеках — Российской национальной, ТюмГУ, областной научной имени Менделеева, Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, а также в музейном комплексе имени Словцова. Кстати сказать, в этой изящной книге помимо классических иллюстраций размещено около полусотни QR-кодов, позволяющих открывать многочисленные цифровые источники — рисунки, фото, карты, схемы, тексты.

***
фото: Портрет Константина Высоцкого.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта