Лирическое новоселье, или На кого оставить курочек
Бывает, что случается сказка. Такое произошло с 32-летней Ириной Тарасовой.
Вместо аварийного жилья на улице Электросетей, 2 она получила новое на улице Валентины Трофимовой, 2 по региональной программе переселения. В конце мая был подписан акт приема-передачи жилого помещения. Полученной квартирой Ирина вправе распоряжаться как хочет. В том числе может и продать.
— Администрация города приобрела 52 жилых помещения, чтобы переселить нанимателей муниципального жилищного фонда из домов, которые включены в региональную программу по переселению граждан аварийного фонда блокированной застройки, — рассказала Ирина Коростелева, заместитель директора городского департамента имущественных отношений, — квартиры все приобретаются с ремонтом -в новых кварталах города Тюмени с развитой социальной транспортной инфраструктурой. Вообще говоря, региональная программа действует с 2019 года. В период реализации программы мы приобрели 312 квартир. Планировалось отселение около двух тысяч граждан, на сегодняшний день 75 процентов аварийного жилья в рамках этой программы уже расселено, и до конца 2025 года мы планируем переселение из 77 аварийных многоквартирных домов.
Улица Валентины Трофимовой. Двор залит солнцем. На высоте, будто под самым небом, работает промышленный альпинист — моет окна. Картинка просто для фильма о Москве шестидесятых, о тех молодых и радостных устроителях жизни. Новенькие, как будто только выпеченные, дома — администрация всегда дает переселенцам жилье из нового фонда. «Тепло на улице?» — слышен мальчишеский голос с балкона. Снизу ему отвечает товарищ: тепло, мол, выходи. Дом в 14 этажей. А нашей героине достался восьмой этаж — хороший, говорит Ирина. Квартира № 140 теперь станет домом для пяти счастливых человек.
Внутри просторно, сочетание синих и красных цветов в подъезде выглядит современно. Все еще дышит недавним ремонтом. Даже ленточка перед подъездом не убрана. Eсть лифты — грузовой и обычный. В квартире две комнаты и балкон. Что важно, есть ремонт. Переселенцам обязательно предлагают жилье с равнозначным объемом или больше, меньше нельзя. Раньше у Ирины было 56,5 квадратного метра. А сейчас — 67.
У героини тоже глаза блестят, как свежевымытые окна. Для нее это достаточно чувствительный переезд. Ведь в старом доме она жила двадцать лет, с 2004 года. Про их прежнюю улицу Электросетей всегда говорили — «у вас, наверно, никогда нет проблем с электричеством». Сейчас, когда из дома уже многое вывезли, он выглядит совсем ветхим — сруб, частично обшитый OSB-панелями. Рядом живут друзья, неподалеку клуб, где сыновья Ирины занимаются тхэквондо — и получают медали на соревнованиях. Огородик: огурцы, картошка. «Eе, увы, не удастся выкопать», — печалится Ирина. На улице на веревке сушится одежда. Переезд состоялся очень быстро, нужно закончить до 14 июня, потому что дом пойдет под снос. Продали теплицу, что могли, соседке пересадили. А главное — курочки. «Подружки мои», — так трогательно называет их Ирина. Темно-коричневых несушек надо продать. «Я сказала, — говорит Ирина, и в ее голосе появляется твердость, — не перееду, пока своих восемь курочек не продам. Я их не брошу».
Ирина занимается кератиновым и ботоксовым выпрямлением волос, у самой струятся, как у мадонны, и еще плетет сумки из крупного бисера. Но в первую очередь она мать с десятилетним стажем. У нее два мальчика десяти и восьми лет и маленькая двухлетняя дочь. Старший Семен порой грустит, что именно ему досталось заботиться о младших — Мироне и Ульяне. Но он прекрасно со всеми справляется, а маленькую сестру братья обожают. Мальчишки уже были в новом доме, помогали с переездом — носили вещи. Конечно, они немного грустят из-за грядущего расставания с друзьями. Но сам факт переезда их радует. «Можно кататься больше на велике, площадки новые, можно где-нибудь побегать, поиграть, на футбольном поле мяч погонять», -считает Семен.
— Мы долго жили в частном доме, теперь немного непривычно. Но в целом район замечательный, я уже посмотрела, что для пешеходов очень хорошо все обустроено. Магазины на каждом шагу, — говорит Ирина. — Удалось наладить отношения с управляющей компанией, там тоже очень хорошие люди.
— Будете новоселье устраивать?
— Нет, без новоселья обойдемся, скромно, тихо.
— А как бывший дом стал аварийным?
— Наша половина дома в 2014 году горела. После пожара мы числились в реестре, вообще там было написано — «по иным причинам» под снос. Мы сначала даже не знали об этом. Просто нам сказали: вы в реестре. Очень быстро все произошло. Говорили — ждите к 2025 году. Мы и не надеялись раньше.
Кстати, Валентина Бутенко, мама Ирины, которая была ее соседкой на улице Электросетей, тоже переехала по программе — и вновь они соседи. У мамы первый этаж. У нее первая группа инвалидности, так что жить невысоко ей даже удобно.
Валентина Викторовна очень рада переезду:
— Боялась, что не успею в цивильных условиях пожить, — признается она.
…За свежевымытым блестящим окном всматривается в новые для себя дали жительница теперь уже Восточного района Ирина. И кажется, что сердце Ирины — это тоже своего рода дом, крепкий и надежный, таким людям везде будет хорошо, потому что они всегда несут его с собой.
ФОТО ПОЛИНА КУЗИНА
***
фото: Ирина Тарасова в квартире на улице Валентины Трофимовой.