И все это ради нескольких строчек
В бурные годы нефтяного и газового освоения в грохоте строек, в снежной пыли зимников, в скрипе путеукладчиков, ставящих на промерзшую насыпь 25-метровые звенья рельсошпальной решетки, рядом с первопроходцами были и журналисты. А почему рядом?
Разве не были они такими же первопроходцами — но не в разведке, не в строительстве, а в своем профессиональном деле? Увлеченные величием происходящего, они рвались сюда в командировки из столичных газет. Порой мы находили их фамилии в записках буровых бригад, они написали многое и о многих.
Но время ушло, их любовь к тюменскому краю как бы отступила. Eе можно найти в старых подшивках, в электронной памяти сайтов и в воспоминаниях ветеранов освоения. Мы хотим напомнить о том времени коротенькими репортажами.
— Строителей железной дороги часто называют первопроходцами. И это справедливо. Но если быть точным, то с полным основанием первопроходцами надо называть водителей грузовых машин.
Вот и здесь, на 121-м километре трассы Сургут — Уренгой, где мы остановились, готовится к работе путеукладчик. Железная дорога на север еще только строится, еще укладываются рельсы. Но автомобильная дорога — зимник — ушла далеко вперед. Там живут и работают прорабские участки строителей и мостовиков, разворачиваются будущие станции и даже города. Все стремится дальше на север.
Первыми здесь прошли вездеходы, а за ними — тяжелые машины. Такие, как этот «ураган». Мы остановили его на трассе и сейчас знакомимся с водителями…
Это Николай Григорьевич Яку-ба и Александр Александрович Григорьев.
— Откуда вы приехали сюда и как давно вы работаете на этой трассе?
— Я приехал из Томской области и работаю на севере уже второй год, — рассказывает Якуба. -Сначала в мехколонне 37-й, которая базируется на станции Кога-лымской. Отсыпал вот эту насыпь, а потом перешел в автобазу «Тю-меньстройпути». Там мы оба работаем, строим железную дорогу.
— Какие грузы приходится возить и в каких условиях вы работаете?
— Мы работаем в очень тяжелых условиях, а грузы возим очень разные. Продукты, строительные материалы. Сейчас возим детали домов.
— То есть от вас зависит, чтобы дорога двигалась вперед?
— Да, мы ходим и дальше на север, к Ноябрьску. Там болота, трудно ездить, конечно.
— И несмотря на это, вы проходите этот путь и возвращаетесь. И, конечно, вы водители первого класса?
— У нас в автобазе все водители только первого-второго класса.
— Сейчас начались морозы. Наверное, зимой вам будет легче работать, чем летом?
— Да, зимой дорога промерзает, будет немного легче.
— Судя по всему, сейчас вы направляетесь за новым грузом. Что вы должны сегодня перевезти?
— Сегодня мы должны привезти емкость для 29-го строительно-монтажного поезда. Работа ответственна — емкость габаритная, пятидесятикубовая, а дорога сами видите, какая. Когда болота промерзнут, будут разъезды со встречными машинами — тогда станет легче.
— Работа у вас трудная, но она и почетная. Пожелаем вам удачи!
(Этот репортаж был записан в конце октября 1977 года между станциями Когалымской и Ноябрьской.)
«Заполярка», рабочий цех
— Первый промысел газового месторождения «Заполярное» начал работать. Он не имеет аналогов в мире. Отсюда уже поступает потребителям каждый пятнадцатый кубометр отечественного газа… Этот комплекс строили долго — постоянно не хватало денег. Только год назад работа развернулась в полную силу. Кроме того, это первый комплекс, который сооружался одновременно с дорогой. Заполярное — самая грандиозная стройка на Ямале. Газовики возлагают на Заполярное большие надежды. Дело в том, что запасы газа на Медвежьем иссякли за последние годы. Началась его добыча на самых крупных месторождениях — Уренгойском и Ямбурге. Приходит и очередь месторождений-гигантов, как Заполярное. Скоро здесь запустят еще два промысла, и страна не будет испытывать дефицита в таком дешевом топливе, как газовое.
— Мы добываем ежедневно 510520 миллиардов кубов, и чтобы это удержать, надо иметь солидный прирост, — говорит Юрий Неелов. — Заполярка дала его на время, а дальше надо осваивать новые месторождения.
— Заполярное — последнее из гигантов, открытых на суше. А дальше ямальцы будут осваивать залежи на полуострове Ямал. И геологи ведут разведку на шельфе северных морей. Месторождения будут осваивать по опыту Заполярного. Работают здесь только летающие бригады. Но в модулях уютно и тепло даже в 60-градусные морозы. Из-за сурового климата сюда запрещено даже привозить детей. Хотя в жилых модулях тепло даже в 60-градусные морозы.
Наталья Астафьева, тюменское бюро ОРТ (2001 год).
И это только первый шаг
Группа транспортных строителей с «трассы мужества» (так ее тогда называли) Абакан — Тайшет прибыла в Тюмень. Началась история строительства железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут -Уренгой. А осенью 1967 года первый рабочий поезд пришел на левый берег Иртыша.
Сегодня Тобольск впервые принимает рабочий поезд по новой магистрали из Тюмени. Отсюда открывается великолепный вид на город, расположенный на горе. И белокаменный Тобольский кремль, единственный на востоке страны…
Здесь, на берегу Иртыша, где кончаются рельсы магистрали Тюмень — Тобольск -Сургут, собралось много людей. Это жители древнейшего города, и это их праздник — сегодня закончилась прокладка первого 225-километрового участка железного пути. Именно участка от Тюмени до Тобольска… И вот слышен гудок тепловоза. Eго голос -словно праздничный салют. И вот наступает торжественная минута… А у входа на станцию натянута красная ленточка. Тепловоз железной грудью перерезает ее и входит на станцию. Слышны возгласы «Ура!». Первый рабочий поезд пришел в Тобольск под звуки оркестра.
Репортаж вел Сергей Фатеев (1967 год).
Ямал вдоль и поперек
На календаре — середина мая. В кадре настоящая пурга. Я по погоде, в шапке, полушубке и унтах — беру интервью у начальника сейсмической партии. Место действия — полуостров Ямал, чуть севернее поселка Сеяха. В поселке расположена база геофизической экспедиции, которой руководит Григорий Быстрицкий.
— Сегодня на Ямале пурга, сильный ветер задувает в микрофон. Поэтому первый вопрос сразу и о погоде, и о том, как геофизикам удается в таких суровых условиях получать качественный материал, когда вы работали в тундре? Снегу очень много, а вам очень важно получить качественный сигнал… Как вы добиваетесь этого качества?
— Ловим погоду, — отвечает начальник партии. — В такую погоду наши косы, наши приборы — они очень чувствительны. К погоде тоже. Поэтому приходится как-то выкраивать время, выискивать окна, когда ветер стихает, и работать. Поэтому тратим очень много времени.
— Тратите время не на исследования, а на ожидание погоды?
— Да, много времени на это тратим.
— Я читал недавно письмо геологов, которые просят, чтобы их обеспечивали более совершенными приборами, которые лучше чувствуют колебания земной коры… Да и ветер ямальский вам мешает?
— Безусловно. Техника, которая есть, так она и десять лет назад была такая же. За исключением сейсмостанций все как было, так и осталось. Приборы и техника -все, как десять лет назад.
— Ваши люди, которые идут с вами по Ямалу, два раза в широтном направлении и один раз вдоль по меридиану — они сами тоже стараются достичь этого качества?
— Да, конечно. Вот обыкновенный способ борьбы с помехами. Что можно сделать? Обыкновенный сейсморабочий берет лопату и засыпает снегом эти приборы. Закапывает их. Таким вот образом боремся. Ну а станция у нас поновей. Это тоже кое-что значит.
— Вы сказали: засыпаем… Чтобы было лучше понятно, я назову цифры — в этом сезоне ваша партия прошла или должна пройти сто сорок три или сто сорок четыре километра. И это с лопатой пешком по Ямалу!
— Но ведь не всегда будет такая погода, как сегодня, бывает и хорошая иногда.
— А когда заканчивается сезон, о чем думает начальник партии?
— Побыстрее закончить, встать на базе подготовиться и отпустить ребят в отпуск. А потом опять -подготовка к следующему сезону.
— А вы уже знаете, что вам предстоит в следующем сезоне?
— Предварительно знаю — такие же три профиля такой же длиной, но уже в другом месте.
— Где?
— На этот раз севернее.
— Намного севернее?
— Да, намного.
Репортаж Рафаэля Гольдберга (1985 год).
***
фото: