X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Коротчаев двадцатого века

115 лет назад, 10 июня 1909 года в городе Верхнеднепровске Eкатеринославской (ныне Днепропетровской) области Украины родился Дмитрий Коротчаев.

Когда мальчику исполнилось 13, родители переехали в Луганск. Через три года 16-летний Дмитрий поступает на строительное отделение техникума путей сообщения. По окончании техникума в 1929 году молодой специалист получил первое в жизни назначение — прорабом на станцию Магдагачи Уссурийской железной дороги.

С 1931 по 1934 годы служил в армии на Дальнем Востоке в железнодорожных частях, где исполнял обязанности техника и прораба.

После увольнения в запас Дмитрий Коротчаев возглавляет один из участков на строительстве железной дороги Москва — Донбасс, затем на сооружении вторых путей на участке Валуйки — Пенза.

В марте 1937 года назначается начальником Воскресенского строительного участка, который вел строительство Большого железнодорожного кольца вокруг Москвы.

В 1937 году 28-летнему руководителю было присвоено звание «Почетный железнодорожник СССР».

С начала Великой Отечественной войны Коротчаев направляется в управление N 7, которое вело сооружение объектов Большого железнодорожного кольца вокруг Москвы.

За ударный труд на строительстве «кольца» в октябре 1943 года награждается орденом Трудового Красного Знамени, а с ноября возглавляет управление строительства N 7.

В 1944 году получает назначение в Ровно главным инженером управления восстановительно-строительных работ Ковельской железной дороги. Подразделение Дмитрия Коротчаева свою задачу выполнило, и он был награжден орденом «Знак Почета».

После окончания войны работал начальником производственного отдела Главка МПС.

В 1952 году назначается начальником управления «Абаканстрой-путь» на строительство железнодорожных линий Абакан — Тайшет. Это была одна из первых в СССР всесоюзных ударных строек. Необходимо было проложить 7801 километр полностью электрифицированной дороги, пройти девять тоннелей протяженностью более десяти километров, возвести десять больших мостов. 35-тысячный коллектив транспортных строителей преодолевал естественные преграды -нехоженую тайгу, горные участки, бурные реки.

В Красноярском крае Дмитрий Иванович проработал 14 лет. За успехи в строительстве железной дороги Сталинск — Абакан в 1956 году был награжден орденом Ленина, а в 1966 году за строительство дороги Абакан — Тайшет удостоен звания Героя Социалистического Труда и второго ордена Ленина.

В конце 1965 года управление передислоцировано в Тюмень на строительство железной дороги Тюмень -Тобольск — Сургут, Сургут — Нижневартовск, Сургут — Новый Уренгой — Ямбург общей протяженностью более 1,5 тысячи километров.

28 марта 1969 года первый пассажирский поезд N 202 пришел в Тобольск, преодолев почти километровый мост через реку Иртыш. Дмитрий Иванович в те годы говорил: «Чем быстрее будет проложен Севсиб, тем скорее поднимутся в тайге и тундре новые города и поселки. Дальнейший рост нефтедобывающей, газовой, лесной промышленности настоятельно требует не только быстрого, но и опережающего развития транспортных связей, строительства и ввода в действие железных и автомобильных дорог, речных портов на Иртыше и Оби (Тобольск и Сургут), сооружение аэропортов — это форпосты второй ударной комсомольской стройки. В 1971 году стальная магистраль пришла в Демьянскую, 29 января 1973 года первый рабочий поезд прибыл на станцию Салым, 3 декабря 1973 года на 575 километре трассы Тобольск — Сургут был забит серебряный костыль, соединивший станцию Юганская Обь и реку Обь в районе Сургута, в конце 1974 года железная магистраль пришла на левый берег Оби. 5 августа 1975 года первый поезд прибыл в Сургут, 14 ноября 1976 года — в Нижневартовск. 12 сентября 1975 года за успехи в выполнении социалистических обязательств и досрочное выполнение пятилетнего плана строительно-монтажных работ управление строительства «Тюменьстройпуть» было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

В августе 1976 года принято историческое решение о строительстве железной дороги до Нового Уренгоя.

В апреле 1976 года бригада Виктора Васильевича Молозина уложила первый километр магистрали Сургут — Уренгой, в канун нового 1981 года было уложено последнее звено железной дороги Тюмень — Сургут — Новый Уренгой.

На тюменской земле Дмитрий Иванович был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени (1971 год), орденом Октябрьской революции (1976 год), удостоен звания «Заслуженный строитель России» и посмертно с другими участниками Севсиба удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Дмитрий Иванович Коротчаев ушел из жизни 20 июля 1981 года, похоронен в городе Тюмени на Червишевском кладбище, где установлен памятник легендарному руководителю двух ударных комсомольских строек.

Председатель фонда ветеранов Транспортного строительства в Западной Сибири А.Г. Грязев

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта