X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Торф как средство обогащения

Торф может стать вторым черным золотом для нашей области и страны в целом. К этому есть все предпосылки.

Приближенные к сельскому и дачному хозяйству люди считают обычно торф чем-то вроде полезного удобрения, не подозревая, что возможностей применения у него намного больше. При этом большинство из них либо недооценены, либо используются по минимуму. Eсли раскрыть этот потенциал, то он может принести пользу и немалый дополнительный доход.

Запасы торфа в целом в стране огромны, они оцениваются примерно в 200 миллиардов тонн. По предварительным оценкам, более 10 миллиардов тонн находится в Тюменской области. Для сравнения: оценка ресурсов нефти составляет около 1,5 миллиарда тонн. Торфа в регионе в десять раз больше, чем нефти.

Eсть несколько основных направлений использования: большая энергетика, сельское хозяйство (удобрения, почвенные грунты и смеси, ростовые вещества и биостимуляторы), химическая переработка (гидролиз, экстракция, модификация в воски, смолы и спирты), природоохранная деятельность (абсорбент, рекультивация), производство строительных материалов (основа цементных смесей и материалов для звуко- и теплоизоляции), кормовые добавки и подстилки для животных, лечебные препараты, бальнеология.

Мировой рынок торфа приближается к двум миллиардам долларов и постоянно растет. Глобальным потребителем органических удобрений на базе торфа является Китай. В результате промышленной революции там выведены из оборота около 20 процентов плодородных почв из-за своей загрязненности. А в странах Персидского залива доля земель, пригодных для сельского хозяйства, не превышает двух процентов территорий. В Саудовской Аравии, например, где сотни тысяч километров песков, до 2030 года намерены высадить деревья на площади, равной примерно трети Тюменской области, а в Объединенных Арабских Эмиратах планируют озеленить более 40 миллионов гектаров ныне пустынных земель.

Кроме того, у южных границ Тюменской области расположены такие страны, как Узбекистан и Казахстан, которые ради национальной безопасности тоже нуждаются в повышении плодородия почв. Страны EС, взявшие курс на зеленую энергетику, ограничили торфоразработки, так что поставки из России активно растут. В прошлом году в тройку крупнейших покупателей российского торфа вошел Катар. Все эти факты были приведены в документальном фильме «Торф — новое золото», созданном по инициативе депутата областной думы Оксаны Величко. В обсуждении фильма, презентация которого прошла в музейном комплексе имени Словцова, приняли участие депутаты Государственной Думы, представители органов исполнительной власти Тюменской области, предпринимательского сообщества.

Торф, конечно, нам нужен и самим. Все для того же повышения плодородия почв. Пока, по словам Николая Абрамова, доктора сельскохозяйственных наук, профессора, мы из земли берем больше, чем ей отдаем. Формируется отрицательный баланс питательных веществ, содержание гумуса в почве падает. С советских времен за прошедшие полвека среднестатистическое количество гумуса в почве уменьшилось на 17 процентов. На юге Тюменской области показатели не такие критические, но тоже заставляют задуматься — содержание гумуса упало с 9,5 до 7,9 процента. При этом надо учесть, что правительство РФ утвердило государственную стратегию, согласно которой к 2030 году объем производства органической продукции должен увеличиться в 12,5 раза, а ее экспорт — в 7,5 раза. Без повышения плодородия почв эти задачи не решить. Одним из методов может стать использование торфа.

— Eсли в почвы добавлять постоянно минеральные удобрения, то углерод, который составляет основу органического земледелия, будет преобразоваться в углекислый газ, снижая содержание гумуса, — объясняет Николай Абрамов. — Торф в этом смысле уникален — он влияет не только на агрохимию почвы, но и на ее агрофизику. Eсли его вносить, то аборигенная микрофлора начнет активизироваться, повысится плодородие почвы. К тому же почва с торфом в пять-шесть раз лучше переносит засуху.

Ученые Государственного аграрного университета Северного Зауралья посчитали, что если заняться восстановлением гумуса, то можно получать дополнительно минимум четыре центнера пшеницы с гектара, на весь регион получится примерно 300 тысяч тонн. А это объем зерна, которое компания «Тюменский бройлер» может использовать в течение шести лет.

В повышении плодородия почв заинтересованы и садоводы-любители. В Тюменской области зарегистрировано 290 тысяч дачных участков. В производство овощей вовлечено около миллиона членов СНТ.

— Каждый год регион вкладывает все больше и больше в покупку семян, техники, гербицидов, в рабочую силу, а валовой объем зерна, урожайность на гектар практически не растет, — говорит Оксана Величко. — Потому что забыли о качестве почвы, ее плодородии. Земля просит органики, но ее не получает. Пришла пора менять подходы, создавать механизмы стимулирования, культивирования правильных практик. В регионе они есть, например, на предприятии КРИММ.

При этом Тюменской области не надо изобретать велосипед. Торфодобыча у нас начала развиваться с начала тридцатых годов и существовала до конца семидесятых. Основными потребителями торфа тогда были тюменские ТЭЦ. Торфодобыча стала градообразующей отраслью для таких поселков Тюменского района, как Боровский (который был создан торфо-предприятием, только потом там появилась Боровская птицефабрика) и Ново-Тарманский. Сейчас на юге области разведано примерно 600 месторождений торфа. Но торфодобычи как отрасли фактически нет. Только пять юридических лиц производят добычу торфа и платят с этой деятельности налоги.

— Востребованность продукции из торфа у аграриев велика, но торфа не хватает, — считает Светлана Гаврилова, руководитель крестьянского хозяйства «Плодовое». — Нет хороших профессиональных грунтов с его содержанием. Заниматься торфом необходимо. Не только для расширения границ, в первую очередь для своих нужд, для своих урожаев и своей продовольственной безопасности.

— Вопрос развития торфяной отрасли в Тюменской области актуален, такая продукция будет востребована, в том числе и в ягодной отрасли, — подтверждает и Эльмар Ибуков, генеральный директор компании «Ягоды плюс». — На торфе можно выращивать клюкву, бруснику, чернику. Они растут на кислых почвах, а торф как раз окисляет. Мы занимаемся промышленным выращиванием смородины и облепихи, но недавно в качестве эксперимента посадили жимолость, для нее тоже необходимо раскисление почвы. Мы применяем для этого кору хвойных растений, но торф подошел бы намного лучше.

Владимир Чейметов, заместитель губернатора области, уверен, что необходимо разработать стратегию развития отрасли, заниматься не только добычей, но и глубокой переработкой торфа, расширять географию поставок по территории страны и за ее пределами. Но для возрождения этой сферы и эффективной работы предпринимательского сообщества, по мнению Сергея Яхнюка, депутата Госдумы РФ, необходимо обновление законодательной базы, которая позволит стимулировать интерес бизнеса к этой сфере деятельности, повышать эффективность производства, развивать его потенциал как для потребления внутри страны, так и на экспорт.

ФОТО ТОРФ72.РФ

***
фото: Добыча торфа в Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта