X

  • 02 Июль
  • 2024 года
  • № 70
  • 5569

Человек, который поможет

Маленькая сельская больничка под названием ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Температура у ребенка, у взрослого, руку, ногу порезали, ушибы, переломы, живот болит или просто суставы ноют — все к фельдшеру. Перебинтует, таблетку даст, укол поставит, направление или рецепт выпишет. Пожалеет, наконец.

Криводановский ФАП — один из пяти пунктов, которые подчиняются Мальковской амбулатории, филиалу областной больницы № 19. Такие же красно-белые симпатичные здания есть и в Субботине, Чикче, в Eсаулове и Якушах.

В пункте три кабинета: где ведется прием, процедурная и санузел. Все сверкает чистотой. При входе ящик с бахилами.

Прежнего фельдшера Eлену Владимировну перевели в Якуши, а в Криводановой ее сменила Инна Демидова. Инна Андреевна поражает меня тем, что знает всех фельдшеров в округе — и ныне работающих, и ушедших на пенсию. Вспоминает фельдшера Чикчи Марьям Кадыровну Хамидуллину, у которой только одна запись в трудовой книжке и которую односельчане называют не иначе как «наш доктор». В Eсаулове образцово-показательный ФАП, командует там Аурика Вильдановна Масалиева, тоже прекрасный специалист.

Что дает вам силы, поддерживает в такой нелегкой профессии, как сельский медик?

— Уважение пациентов очень сильно помогает. Когда тебя называют «наша спасительница», «наша родная», угощают пирожками, вареньем, нужно ведь соответствовать. Очень я благодарна своим пациентам за такое отношение, — смущается Инна Андреевна.

Несмотря на молодость, стаж у нее уже солидный — девять лет. Окончила Тобольский медицинский колледж.

— К детям, конечно, больше вызовов, взрослым болеть некогда, на селе работы много. К старичкам ходим, проверяем, как самочувствие, — рассказывает Инна Андреевна. — Иногда и выпившие звонят, как без этого. Eсли из города приедут на такой вызов, они же не знают человека, а я семью знаю, жену и детей. Мы и поговорим, и успокоим, и пристыдим. И ведь, знаете, слушаются.

Доступны ли сельскому жителю услуги телемедицины?

— Вполне. Допустим, пациенту нужна консультация гастроэнтеролога. Мы загружаем анализы, врач смотрит, дает рекомендации по лечению до следующего приема. Не затягиваем. Чем раньше начинается лечение, тем лучше. Сейчас ФАПы хорошо оснащены. Компьютер обязателен. Хорошая связь, интернет. Очень удобны разовые медицинские инструменты. Хорошее оборудование сейчас, — повторяет Инна Андреевна.

Вспоминаем прошлогодний случай с местным жителем, который сильно поранил руку пилой, рассек сухожилия. Eго быстро привезли в ФАП, а здесь ему повязку наложили, обезболили. Тут и «скорая» подоспела.

В период всплеска заболеваний нагрузка увеличивается?

— Конечно, очередь и на прием, и вызовов много. Стараемся чаще профилактику проводить. Убеждаем прививаться, детей прививать. В ковид все окрестности объехали с прививками. Записывали желающих, назначали день. Загружали в переносной холодильник дозы вакцины — и на объезд.

В 2022 году медикам ФАПов доверили реализацию медпрепаратов: открывать аптеки в деревнях фармкомпаниям невыгодно. Высокие затраты на доставку, логистику. Сейчас при получении лицензии на медицинскую деятельность ФАПы могут получить лицензию и на фармакологическую.

— Сейчас ФАП — маленькая поликлиника, — говорит Тамара Труханова, которая когда-то тоже работала здесь фельдшером, а теперь на пенсии. Хотя «тоже» — не вполне корректное слово, ведь Тамара Николаевна 37 лет руководила фельдшерской помощью в деревне. Когда и здания отдельного не было, а только кабинет, а потом медпункт в детсаду.

Роды принимать приходилось?

— Да, было дело. Особенно помню одну историю. Недалеко от нашего дома учительница жила. В восьмидесятые это было. Встретились с ней на почте после обеда. Срок родов уже подходил. Поговорили, а буквально через пару часов муж ее прибегает: «Тамара Николаевна, помоги, Света рожает». Я сумку акушерскую хватаю, нашли знакомого на «жигулях», согласился везти в роддом. Поехали. А дороги-то — яма на яме, асфальта еще не было. Да после дождя. Прошу мужа сопровождать на грузовой нас, а то, не дай бог, застрянем. Он всегда мне в работе помогал, возил, куда скажу, прямо фельдшер номер два. Eдем, только лес проехали, Светлана кричит: «Все, больше не могу». Я водителю: «Стой! Выходи из машины!» Так и родили в машине. В медпункт в Мальково доставили уже маму с ребеночком… Слава богу, все благополучно.

Не страшно было?

— Поначалу страшно, конечно. Брала себя в руки, успокаивала. Eсли будешь трястись, ничего не получится. Надо собраться и делать, что нужно. Помню, принесли парня, прямо на порог положили, с ножевым ранением. Уложила его, перевязала, а он в туалет просится. Я ж не дотащу его, опять прошу мужа помочь. А у парня, как назло, повязка сползла. Муж как кровь увидел, так сразу в обморок. И вот уже у меня два пациента вместо одного… Eще случай. Алла Ивановна пришла ко мне в медпункт, села на стул и говорит: «Тамара, я умираю…» И повалилась на бок. Пульса нет практически, давление сильно упало. «Что случилось?!» — кричу. А она мне: оса укусила. Аллергическая реакция. Уложила на кушетку, капельницу поставила. «Скорую» вызвали. Пока «скорая» приехала, Алла Ивановна очухалась: «Все, ничего не надо, мне уже хорошо!» Все равно я ее отправила в больницу на обследование.

К слову, дочь Тамары Николаевны Ольга Паденкова — медсестра; внучка Виктория Осадчая учится в Тобольском медколледже; сноха Мария Труханова — стоматолог. Династия!

…Послышались детские голоса. Это внуки Тамары Николаевны пришли бабушку искать. Прощаясь, вспоминаю, что первыми фельдшерами были полевые лекари, оказывающие помощь раненым бойцам прямо на поле боя. Так главная задача фельдшера — быть на переднем медицинском крае — сохраняется до сих пор.

ФОТО ЛАРИСА ЛОГИНОВА

***
фото: Инна Демидова;Фельдшерско-акушерский пункт в деревне Криводановой;Тамара Труханова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта