X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Небоскребы, небоскребы…

На панельной дискуссии в первый день работы VII Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие» обсудили тему включения объектов культурного наследия в проекты КРТ.

Eе модератором выступил Алексей Михайлов, первый заместитель председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, советник РААСН, член союза архитекторов России.

Открывая дискуссию, он отметил, что поиск взаимного сосуществования исторического и современного идет давно, но пока не привел к желаемому результату: или провисает экономика, или объекты культурного наследия разрушаются. Алексей Михайлов перечислил все виды КРТ, и все они имеют свои минусы. И если на свободных земельных участках или там, где прежде высились заводские цеха, проекты воплощаются без проблем, то в историческом центре любого города они сталкиваются с массой сложностей из-за отсутствия законодательного госрегулирования процесса КРТ.

Среди основных проблем Михайлов перечислил разные формы собственности на памятники архитектуры и культуры, сложный механизм изменения вида разрешенного пользования земель. Много хлопот возникает с финансированием. Но главной преградой эксперт назвал отсутствие специалистов, которые способны заниматься градостроительными проектами в исторической застройке. С девяностых наши вузы перестали готовить таких специалистов, сказал он.

Архитектор, член президиума «Академии архитектурного наследия», куратор фестиваля Ирина Маркина продолжила дискуссию. Союз архитекторов уже четыре года занимается этой темой, и все четыре года сталкивается со скептицизмом. Одно из объяснений -сложно при сегодняшних законах об охране памятников интегрировать их в новую застройку. Появляется инвестор — надо осваивать территорию, строить быстрее, а соблюдение правил по охране памятников все тормозит. По ее мнению, пока не будет нормативной базы о принципах и способах, источниках КРТ, ни один архитектор не станет этим заниматься. И пока этим никто и не занимается. Eще одно препятствие — неотмененные или устаревшие регламенты, позволяющие представителям общественности, по выражению Ирины Александровны, «избыточно влиять на процесс градостроительства».

Eкатерина Козырева, начальник управления сохранения исторической среды Санкт-Петербурга, поделилась опытом взаимодействия с застройщиками и привела в пример их определение проблемных городских зон. «Серый пояс КРТ» -так называют питерцы территории в бывшей промзоне из-за невозможности одномоментно совместить все требования. Поэтому застройщики охотнее берутся за те участки, где нет охранной зоны.

Алексей Михайлов сказал, что нормативы КРТ надо разрабатывать отдельно для исторических зон и других категорий земель. КРТ надо развивать как многоконтурный механизм. Ведь нередко складывается ситуация, когда под охраной находятся руины, но снять их с госучета невозможно. А еще нужны специалисты по работе с исторической недвижимостью, но речь идет не о реставраторах.

Говоря о подготовке кадров, Eкатерина Конева, архитектор-реставратор первой категории, доцент кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству, справедливо заметила, что современные города — это результат чистого маркетинга без участия архитекторов. И это тоже повод менять подходы к обучению.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта