X

  • 28 Июнь
  • 2024 года
  • № 69
  • 5568

Смех как терапия

Любите ли вы смеяться? Я думаю, многие ответили «да». А знаете ли вы, что смех является еще и терапией многих заболеваний -физических и ментальных?

Врачи поставили крест на Нормане Казинсе: он страдал от ан-килозирующего спондилита (болезни Бехтерева), при котором срастаются кости, вызывая неимоверную боль. Тогда он заперся дома и принялся смотреть кинокомедии. Через два месяца вышел на своих двоих и стал одним из основателей смехотерапии.

Смехотерапией, а также плачетерапией занимается и юрист из Тюмени Максим Кравцевич.

Смехо- и плачетерапия основаны на том, как действует наш организм. Термин «терапия» используется для обозначения полезного эффекта. Когда люди смеются и плачут, в организме происходят определенные изменения, которые дают тот самый эффект. Смех дарит положительные эмоции, организм освобождается от зажатостей, работают мышцы. Происходит естественный массаж внутренних органов, взаимодействие физиологии и психики. Во время сеанса смехотерапии человек может освободиться от лишних эмоций, накопить энергию. После смехо- и плачетерапии вроде бы сами собой находятся ответы на трудные вопросы.

Физиологически у смеха и у плача одни и те же корни. Максим поворачивается ко мне спиной. Eго плечи трясутся, он издает хлюпающие звуки, и действительно непонятно, смеется он или плачет. «Смех и плач всегда рядом, — говорит Максим, — смех сквозь слезы, плач сквозь смех».

Все люди, считает Максим, родом из детства. Они все стремятся к смеху и улыбке. У детей в четыре месяца уже появляется улыбка. Мама, склоняясь над колыбелью малыша, улыбается. Благодаря зеркальным нейронам ребенок тоже начинает улыбаться. При этом выделяются гормоны радости и удовольствия. Ребенок начинает к этому стремиться. Дети очень любят, когда их веселят.

«Я не смешу людей, — говорит Максим, — я их «смею». Юмор на занятиях присутствует, но не является определяющим.

В первую очередь Максим рассказывает, как правильно дышать. Смех — форма дыхания. Когда человек понимает, как правильно дышать и смеяться, быстрее запускаются процессы, ради которых он пришел.

В группе Максима ВКонтакте есть чат, где люди могут коллективно посмеяться. Сессия начинается в 10.30 утра. «Администратор этого чата — женщина с осложнением после COVID-19. У нее было 50-процентное поражение легких. Она начала заниматься смехотерапией и после месяца ежедневных занятий полностью выздоровела», — уверяет меня Кравцевич.

— Как вы к этому пришли?

— Я с 2010 года начал ездить на фестивали. Мой первый фестиваль назывался «Энергия жизни», проходил он в Свердловской области. На одном из фестивалей в 2014 году мы просто сидели в палатке, гоняли чаи и смеялись. Ребята заметили, что у меня очень громкий, заразительный смех. Они мне рассказали о смехотерапии и предложили заняться этим. Одна девушка прислала мне ссылку на сеанс смехотерапии в Тюмени. Занятия проводила психолог. Eсть даже такая наука — гелотология, наука о смехе. Психологи объясняют, что смех избавляет от стресса, в котором сейчас весь мир находится. Этот психолог включила нам запись смеха, в которой звучал разный смех — от хихиканья до заливистых раскатов. Мы должны были под эту запись тоже смеяться. Я отработал на 200 процентов. И что самое интересное, почувствовал, как на уровне физиологии у меня исчез зажим в области грудной клетки. Я тогда увидел инструмент, понял, что этим можно реально помогать людям. Я начал искать информацию, материалы об этом, учиться. С тех пор я занимаюсь смехотерапией. Один парень после моих сеансов сказал, что за пять минут он достиг такого же состояния, как за час занятий йогой и медитацией.

Важно понимать, что юмор и смех — совершенно разные вещи. Смех — это физиологический процесс, юмор — это интеллектуальная деятельность. Даже переживая негативные эмоции, смеющийся человек получает порцию гормонов. Смеяться можно искусственно, но через какое-то время становится действительно смешно. «Я говорю людям: разрешите себе быть ребенком, немного побыть некрасивым. Потому что смех может кривить лицо и так далее», — объясняет Максим принципы своей работы.

Занятия Максим в основном проводит на фестивалях, таких как этно-фестиваль в Тюмени, фестивали «Перволетье», «Купала» (в Свердловской области в районе Тавды), «Планета любви» и «Магия жизни».

— Выражают ли вам люди свою благодарность?

— Преимущественно да. Очень часто удивляются. Они даже не предполагали, что с помощью смеха можно внутри себя решать такие важные или глубинные вопросы.

ФОТО АННА ДEДЮХИНА

***
фото: Максим Кравцевич.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта