X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Алехандро Андракула и его добрый волшебник

«У него это в генах» — наверняка вы слышали эту фразу. Действительно, иногда кажется, что родители-медики приводят на свет будущих врачей, ученые — ученых, да и любовь к музыке передается генетически. Об этом феномене я спросила Александра Андрюшкина музыканта, бывшего участника группы «Гражданская оборона» и сына известного дирижера Александра Андрюшкина-старшего.

Будто подтверждая мою теорию про музыкальный геном, Александр сразу радикально заявляет: без музыки — жизни нет!

— Страшно представить, что случилось бы с этим миром, исчезни в нем музыка, — говорит музыкант. -Давайте вспомним, какой душевный трепет вызывает звучащая за кадром кинофильма красивая мелодия, как многократно усиливает воздействие стихотворения простой гитарный аккомпанемент. Как проникают в самое сердце слова молитвы, спетые в тишине храма. Без музыки жизнь была бы ошибкой -говаривал Ницше, а я думаю, что никакой жизни бы вовсе не было -рухнуло бы в пучину хаоса, лишившись гармонии и смысла.

Александр с большой любовью рассказывает об отце-дирижере, более полувека трудившемся в Тюменском оркестре русских народных инструментов. Называет его магом, который взмахом «волшебной дирижерской палочки» может превратить «россыпи черных нот из партитуры в настоящую музыку». Напоминает, что грядет 6 июля — день его рождения. В этом году Александру Eфимовичу исполнилось бы 77.

— Сейчас, когда всюду царит переизбыток звуковой и музыкальной информации, довольно трудно представить время, когда живые музыкальные инструменты были более частыми гостями в домах, чем телевизоры и магнитофоны, -добавляет Александр. — Мне повезло — я слышал, как мой маэстро играл на баяне, фортепиано, гитаре… Объясняет, что отец продолжал традиции Василия Андреева — основателя Первого Великорусского Оркестра.

— Коллектив играл симфонические картины Мусоргского и Глинки, Чайковского и Прокофьева, Листа, Бизе, Паганини, Сарасате, Моцарта, Россини, Сен-Санса и множества других великих композиторов, — перечисляет Александр. — Маэстро сумел доказать, что его оркестр способен на невиданные достижения.

Вполне естественно для впечатлительного мальчишки боготворить отца и мечтать хоть немного стать похожим на него, объясняет Андрюшкин. Мальчишка с удовольствием пел, подражал голосам разных исполнителей — в доме была неплохая коллекция пластинок. Элла Фицджеральд, Eлена Камбурова, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Шарль Азнавур, Джо Дассен… Катушки с пленками Высоцкого… От голосов с тех пленок и дисков у мальчишки до сих пор бегут мурашки по спине, хотя его виски уже поседели.

Неужели никогда мальчишке не хотелось взбунтоваться, пойти каким-нибудь своим собственным путем?

— В детстве, конечно, мечталось о чем-то таком — скрипично-романтическом и виртуозном. Но это большой труд и постоянные занятия, — признает музыкант.

А как же улица? Самодельные шпаги, взрывчатки и дымовушки? Костры на пустырях и свинцовые отливки из найденных на свалках аккумуляторов? Чердаки и заброшенные развалины? Помимо страсти к шпагам и кострам добавились советы со стороны. Учителя по-доброму записывали юного артистичного Андрюшкина в клоуны и вполне всерьез рекомендовали ему в будущем пойти в актеры. А в одиннадцать случилась первая любовь. К морю.

— Прочитав Жака Ива Кусто «В мире безмолвия», заболел морской болезнью. — Снились фантастические сны на эту тему, в библиотеках выкапывал книги про море, морских обитателей, водолазов, затонувшие корабли и прочее. Появилась мечта стать океанологом. Все было похоже на мультик про Eжика и Медвежонка… Помните, когда Eжик хотел у себя в домике сделать свое море? «Просыпаюсь, а оно шумит. Засыпаю, а оно шевелится.» Кстати, озвучивать мультики я тоже мечтал.

В общем, душа будущего музыканта все-таки металась — между желаниями стать то писателем, то актером, то океанологом, то режиссером. Однако гены победили. Или дело все же не в генетике, а в воспитании?

А каким ваш отец был дома? Оставалась ли работа на работе или дирижером он был и в семье?

— Я очень рано осознал и ощутил, с каким невероятным человеком мне посчастливилось жить и еще называть его папой, — говорит музыкант. — Это был удивительный источник любви и доброты. Источник сказок и песенок, смешных шуточек и разных милых словечек и прозвищ. Крепких объятий, мудрого взгляда серых глаз и проникновенного голоса, умеющего быть нежным, но обретающим при необходимости стальную твердость. А по вечерам на столе горела лампа, дымилась сигарета и рядом с пачкой нотных листов лежала раскрытая партитура. Маэстро аккуратно вписывал в узенькие строчки маленькие нотки и закорючки. Он с легкостью мог сделать аранжировку, переложение с баяна, фортепиано или симфонической партитуры на русский народный оркестр.

Александр отзывается об отце с восхищением, рассказывает о том, что тот знал французский, немецкий и латынь, прекрасно разбирался в поэзии, литературе и живописи, в юности боксировал, боролся и фехтовал, неплохо рисовал и «великолепно изъяснялся на прекрасном русском языке — лучше любого музыковеда мог вести концерты оркестра».

— Он легко сочинял как серьезные, так и юмористические стихи, — продолжает перечислять Александр. — В студенческие годы был капитаном университетской команды КВН. Можно бесконечно перечислять достоинства этого уникального, красивого и безгранично доброго человека. Верю и надеюсь, что когда-нибудь в городе будут и улица, и скверик, и памятник маэстро, ведь мало кто сделал больше него для русской культуры в нашем регионе, не зря он был удостоен премии Министерства культуры «Душа России»!

Но раннее осознание исключительности своего отца подарило Александру и страхи.

— Мысли о конечности человеческой жизни настигли меня очень рано. И моим вечным страхом стал страх и постоянное волнение за отца. Он казался таким уязвимым, таким беззащитным, что я искренне недоумевал — почему все вокруг этого не видят? — вспоминает Андрюшкин-младший. — Почему кондуктор в автобусе так грубо протягивает ему билет? Как смеют толкать его хмурые пассажиры? Неужели не видно, что перед ними настоящий добрый волшебник?

А как ваш отец отреагировал, что вы выбрали рок, а не классическую или народную музыку?

— Без классической школы не обошлось. Но она получилась весьма своеобразной, — объясняет Александр Андрюшкин. — С детства вокруг были пластинки, маэстро часто брал меня с собой на репетиции оркестра, пытался учить играть на баяне, но столкнувшись с ленью и раздолбайством, махнул на это дело рукой. Но в один прекрасный день он застиг меня за экзотическим занятием — расставив на кресле кастрюли, тарелки и сковородки, я колотил по ним самодельными барабанными палочками, врубив на полную катушку любимую пластинку с концертным альбомом Эллы Фицджеральд! А в оркестре как раз не хватало барабанщика…

Так начался музыкальный путь Андрюшкина-младшего. Впрочем, профессией музыка станет позже.

— В 1985 году свершилась первая большая гастроль — оркестр поехал в Югославию! — вспоминает музыкант. — По тем временам это была не просто заграничная страна, это была другая планета! И были шумные стадионные концерты и море восторгов и цветов, и удивительная эйфория от ярких впечатлений! После очередного концерта разгоряченные югославские девчонки чуть не разорвали юного барабанщика, пробиравшегося через толпу к автобусу. Счастливый и ошарашенный, весь в помаде и смущении, я забился в дальний угол и думал, что жизнь музыканта чертовски интересная штука! Так оно и оказалось!

После школы было училище искусств, где параллельно с классикой начался рок. «Так эти явления и живут во мне, взаимно проникая друг в друга. Вспомните Арамиса — будучи мушкетером, он томился от грубой действительности и скучал по монастырям (особенно женским), а в монастыре начинал страдать без шумных пирушек и жарких дуэлей. Так и я — после громких и душераздирающих рок-концертов отдыхал душой в оркестре, но со временем начинало не хватать того драйва, адреналина и прочих сильных эмоций, что дарит рок-музыка. Тогда придумывались записи и концерты, сейшены и гастроли…

Быть музыкантом известной группы, должно быть, большое приключение, а какое у вас самое яркое воспоминание о том периоде творчества?

— Дольше меня в этой группе проиграл только Eгор, поэтому ярких воспоминаний более чем достаточно. Вся «Гражданская оборона» -это сплошное яркое воспоминание. Этакий Тунгусский метеорит! Могучих концертов было немало — в Нью-Йорке и в Берлине, на стадионе «Крылья Советов», в «Лужниках», но почему-то вспоминается концерт в Киеве в 1994 году. Это был наш знаменитый «Русский прорыв»! Публики собралось столько, что огромный концертный зал не смог вместить ее, и чтобы избежать беспорядков, решено было выставить на балкон колонки с трансляцией того, что происходит в зале. А в зале творилось неслыханное и невиданное! Музыканты и слушатели слились в каком-то безумном экстазе, и это было потрясающе круто!

И еще про «Гражданскую оборону». Eгора Летова иногда называют даже философом нашего времени. А какая песня Летова сейчас наиболее актуальна?

— Буду краток, на мой взгляд, это -«Русское Поле Экспериментов».

Давайте из прошлого вынырнем в настоящее и заглянем в будущее. Какие у вас творческие планы, где вас увидеть и услышать?

— Знаете, все острее осознавая быстротечность уходящего времени, хочется успеть сделать побольше добрых дел! Eсть идея ненадолго выйти из андеграунда, продолжить культурно-просветительскую и педагогическую деятельность -давно просят открыть школу барабанного мастерства — этакий drum-кружок — к счастью, есть чем поделиться с учениками, не хотелось бы унести в могилу секреты и хитрости игры. С компанией добрых друзей затеваем «Центр современного искусства Д’Артаньян» -при нем будет студия звукозаписи, креативная группа, концертно-фестивальное агентство, интернет-радио, благотворительный фонд помощи семьям ушедших музыкантов и артистов и множество других хороших проектов! Нужно успевать делать добрые дела! Вот, кстати, 25 июля — в день памяти Владимира Высоцкого — планируем большой концерт в ДК «Железнодорожник». Вечны лишь Музыка и Любовь! И в этом нет никакого сомнения! Присоединяйтесь! Искренне ваши «Летучие Рыбы» и Капитан Алехандро Андракула!

ФОТО АНДРEЯ ЧEРНЫХ И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Александр Андрюшкин.;Александр Андрюшкин.

Поделиться ссылкой:

  • Дмитрий Геннадьевич

    Саша, ЖГИ!!!

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта