X

  • 16 Июль
  • 2024 года
  • № 76
  • 5575

Три шага на пути к пониманию

24 июня в преддверии Дня социального предпринимательства команда центра «Мой бизнес» пригласила прессу побывать на производстве в ООО «Сибирская обувь», посетить частный детский сад «Лукошко» и детский театр «Будильник». Такие вроде бы разные компании! В этом и смысл: показать срез социального предпринимательства.

— Социальное предпринимательство активно развивается, в области работают 110 социальных предприятий, — сказал Андрей Паздерин, руководитель центра инноваций социальной сферы центра «Мой бизнес». — Сегодняшние компании не были выбраны по каким-то параметрам, мы хотели показать, что социальные предприниматели есть и на производстве, в сфере обслуживания и в творчестве.

Я, правда, так и не поняла, почему считаются социальными предприятия, услуги которых стоят денег, но на экскурсии мне понравилось.

…Было немного странно в жару обозревать стоящую на полочках меховую обувь — унты. В не очень просторном помещении фабрики все заняты делом. Светлана Прохор занимается раскройкой кожи, а Ольга Репина проклеивает подошву. Да, она ответственна за ту самую непромокаемую обувь. Рот и нос женщины закрыты повязкой — предприятие все-таки считается вредным. «У нас легкая промышленность», — замечает Светлана Прохор. «Да, легонькая», -вторит ей Ольга. У Светланы есть специальная машинка для хрома. «Я и закройщик, и сборщик, — говорит она. — Работать не тяжело, уже привыкла. Тридцать лет работаю». Она из тех, кто работал на обувной фабрике при прежних владельцах. Новый хозяин предприятия Юрий Федотов постарался сохранить трудовой коллектив.

А вот ученики к ним не приходят. «Ручной труд сейчас не в почете», — объясняет Светлана. Мастер Ольга просит закрыть окно. «Я намазку делаю, — говорит она, -и мне сквозняк не нужен».

Интересуюсь у Юрия Михайловича, почему его производство считается социальным.

— Наше предприятие социальное, потому что мы работаем с незащищенными гражданами, в частности, пенсионерами. Оказываем им услуги по индивидуальному пошиву.

«Сапожник без сапог» — это не про сотрудников «Сибирской обуви»: и Юрий Михайлович ходит в обуви собственного производства, и его сотрудники носят такую же. «Сшили и ходим десять лет, — говорит Светлана Прохор, расхваливая продукцию. — У нас все натуральное, не должно быть плохо».

Из «Сибирской обуви» мы перемещаемся в детский сад «Лукошко». Там малыши складывают подходящие под картинку контуры. «Как красиво», — говорит каждому педагог. «Эти детки уже ходят давно, поэтому справляются с заданием, — объясняет Анна Колотаева, педагог студии «Малышок». -Здесь они становятся более самостоятельными, усидчивыми, учатся работать в коллективе, что важно перед детским садом».

Конечно, до трех лет в жизни ребенка главное место занимает мама. Поэтому отделять деток нужно по мере готовности, говорит Анна Александровна. «Eсть те, кто готовы в два с половиной годика. Потихонечку после трех лет они уже сами отделяются. У нас мини-группы до семи человек. За год у меня очень много деток проходит, я так к ним привыкаю, сложно сказать, кого-то выделить».

…В темном зале театра — тренинг по сценическому движению. Педагог Кристина Клинчаева говорит ученикам: «Поздоровайтесь так, как будто вы хотите спать. Как будто вы опаздываете. Как будто вы узнали очень радостную новость. Как будто вы сбежали из психиатрической больницы. Как будто у вас температура 39,9. Как будто вы увидели паука. Как будто вы не виделись три года». Да, творческий заряд обеспечен. Юные актеры вмиг преображаются, становятся и испуганными, и радостными.

Руководитель театра «Будильник» Юрий Демчук с его мягким бархатным голосом, кажется, никак не ассоциируется с бойким торговцем, бизнесменом. Тем не менее он сказал, что театр они сделали, отстроили своими руками. И теперь им даже удается получать прибыль. Они получили грант — полмиллиона от областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства, на них были закуплены световые приборы. «Я так говорю, как будто это лампочки, а на самом деле это сердце театра, это касается атмосферы и всех режиссерских решений.

Свет — это очень важная часть сценического пространства, почти как декорация, и купить сегодня световые приборы социальному предпринимателю особо не представляется возможным. Это очень большие деньги. Грант позволил купить дорогостоящее оборудование», — говорит Юрий Юрьевич. Помимо спектаклей, в которых играют взрослые актеры «Будильника», есть школа. Обучение стоит около шести тысяч в месяц. «У нас нет лицензии, я вообще максимально стараюсь не связываться с госучреждениями, где нужно получать чего-то, — признается Демчук. — Мы просто даем качественное обучение, родители это ценят, и для них не сильно важны бумаги. Наши педагоги с высшим режиссерским образованием. У нас даже технический директор — режиссер».

Юрий говорит, что не любит слово «бизнесмен», ему по душе именно «предприниматель». Да, возможно, оно подходит больше: ведь он тот, кто что-то предпринимает, привносит новое в жизнь.

ФОТО ИННА БАРДАКОВА

***
фото: Занятия в театре «Будильник»;Андрей Паздерин;Анна Колотаева.;Светлана Прохор

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта