Два эпизода из истории городского хозяйства
Из письма мастера-модельщика Тюменского литейно-механического завода Ф.Б. Злобина, датированного декабрем 1948 года:
«…В 30-е годы я впервые предложил модель фонтанной фигуры. На нашем заводе по этой модели отлили скульптуры, установленные в городском саду. Как только окончилась война, я предложил заменить деревянные ограды садов чугунными и представил эскизы новых металлических ограждений. Мое предложение одобрено общественностью города. В 1948 году были установлены ограды из фасонного литья у школы № 25, цирка, театра, педагогического института. По моим моделям отлит и установлен забор на улице Республики и на мосту улицы Первомайской (к ж/д вокзалу).
В настоящее время я работаю над изготовлением новых моделей оград, которые предполагают установить весной 1949 года на улице Первомайской. Закончен проект ограды для Дома малютки со специальным детским сюжетом (животные). Будет благоустроен земляной Больше-Городищенский мост. Наша детвора увидит в саду будущего Дома пионеров группу чугунных фигур из мира животных.»
21 января 1952 года в сквере у здания областного краеведческого музея установили отлитый из чугуна по модели Злобина на литейно-механическом заводе памятник В.И. Ленину (демонтирован в октябре 1979 года после открытия памятника В.И. Ленину на Центральной площади города).
С февраля 1945 года по март 1955 года (десять лет!) председателем горисполкома Тюменского горсовета депутатов трудящихся избирался Андрей Eвдокимович Переузенко.
Он родился в 1901 году в городе Таганроге Ростовской области в рабочей семье. В 1936 году окончил индустриальный институт в Новочеркасске по специальности «инженер-теплотехник». Назначен заместителем директора завода № 65 по производству боеприпасов в Таганроге. В 1938 году арестован по вымышленному обвинению в предательстве, вину не признал. Через год его дело прекратили за «недоказанностью».
В Тюмень Переузенко прибыл 25 ноября 1941 года с коллективом и оборудованием Таганрогского мотоциклетного завода. Семья осталась в захваченном немцами Таганроге. Eго несовершеннолетний сын был расстрелян оккупантами за участие в подпольной комсомольской организации.
В Тюмени мотоциклетный завод разместили на территории бывшего пивоваренного завода (улица Сургутская, 1). В феврале 1944 года после образования в Тюмени трех районов (Центральный, Железнодорожный, Заречный) директора мотоциклетного завода Переузенко избрали первым секретарем Заречного райкома ВКП(б). В его характеристике отмечено: «.Сумел организовать успешную работу предприятия района.». К 7 ноября 1944 года овчинно-шубный, аккумуляторный заводы и фанерокомбинат перевыполнили производственные задания наркоматов. Особенно заметно проявил себя при благоустройстве города…
В опубликованной в газете «Тюменская правда» статье «Благодарим свой родной город» предгорисполкома Переузенко призвал тюменцев: «Сделаем наш город таким, чтобы герои-фронтовики, возвратившиеся домой над фашистами, остались довольны нашей работой по благоустройству улиц, дорог, общежитий, заводских территорий и поблагодарили нас за заботу о родной Тюмени.»
11 марта 1955 года Переузенко освободили от должности предгорисполкома «по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, из-за сложной работы на протяжении десяти лет». После своей добровольной отставки он возглавлял областное управление речного транспорта. Газета «Тюменская правда» сообщила 21 августа 1956 года: «…Когда ему… передали перевоз через Туру напротив фанеро-комбината, то годами существовавшие здесь непролазная грязь, неисправные лодки, толкотня при посадке исчезли. Перевоз преобразился. Построен павильон с буфетами и кассами. Походы к перевозу заасфальтированы по обеим берегам, поставлены скамейки для ожидания, установлена новая лестница.
Круглые сутки работает моторная лодка, и все время у перевоза дежурят милиционеры. Eсть спасательный катер. Переездные плоты на поплавках огорожены. Два прожектора освещают перевоз в ночное время».
По материалам ГАСПИТО