Взятая высота Зили Катиповны
Врач-стоматолог Зиля Жихар в школе мечтала стать дизайнером или архитектором. А еще раньше, в детском саду, — космонавтом.
— Все мальчишки собирались стать космонавтами в то время, а я не хотела отставать, — Зиля Катиповна смеется. — Тогда я не думала о том, что боюсь высоты. Ну а в более осознанном возрасте готовилась стать дизайнером, потому что именно к этому меня готовили в художественной школе.
— Очень интересно получилось -профессия, которую вы хотели освоить, и та, которую освоили, из совершенно разных сфер жизни. Как же вы пришли в медицину?
— Моя мама медик. Дома всегда были книги по медицине, и учебники, и энциклопедии. Мне нравилось их читать, рассматривать картинки. Однажды моя сестренка обожглась, и тут я смогла применить знания из медицинских книг. Определила степень ожога и подставила руку сестренки под холодную воду. Поступила правильно, а ведь мне было всего восемь. Я рано научилась ставить уколы, помню, что первый укол внутривенно поставила в четырнадцать. Я поняла, что хочу помогать людям преодолевать болезни и избавлять их от боли. Сейчас я понимаю, что стоматология помогла мне связать лечение и любовь к искусству, так как эстетические реставрации для меня — это творение художественное.
Интересно, что мама к выбору профессии отнеслась настороженно, потому что для нее медицина -это ответственность. Но Зиля уже не собиралась отступать. «Конечно, восемь лет готовить себя к художественному творчеству, а потом перестроиться, было сложновато, но я довольно быстро переключилась», — говорит Зиля Катиповна.
— И ни разу не пожалели?
— Вообще ни разу. Наоборот, мне всегда хотелось больше и знаний, и практики. Так продолжается и до сих пор. В любой профессии можно найти себя. Именно поэтому я перешла из однокабинетной стоматологии в клинику, помогая людям в комплексном лечении, подключая смежных специалистов, чтобы в конечном итоге человек получил здоровые зубы и улыбку своей мечты.
— Замечаете, что и пациенты стали другими? Более, может быть, придирчивыми?
— Знаете, начинала я с поликлиники как пародонтолог-терапевт, вокруг меня всегда были пожилые. Даже если у пациента настроение плохое, хорошее отношение помогает справиться. Всегда была и есть позитивная отдача. И мне повезло, что всегда и везде мне попадался прекрасный коллектив.
— Многие люди не понимают, почему лечить зубы так дорого. Как вы можете объяснить, что лечение зубов может влететь в копеечку?
— За годы работы в стоматологии я заметила, что пациенты, которые выбрали клинику по принципу самой низкой цены, потом приходят к нам*, чтобы исправить последствия некачественного лечения. И в итоге платят больше. Дело не только в деньгах — они теряют время, терпят боль и стресс, ощущают разочарование. Высокая цена оправдана высочайшим уровнем наших специалистов, современным оснащением клиники. К примеру, у нас есть компьютерный 3D-томограф с низкой дозой облучения и с цефалостатом, сканер 3Shape, миограф, аксиограф и кондилограф, а еще у нас заботливые администраторы и чуткие врачи. Поэтому, если мне нужно направить пациента к другому специалисту нашей клиники, я делаю это без раздумий, потому что знаю, что человеку помогут по высшему разряду.
— Вы сказали — чуткие врачи. Я правильно понимаю, что чуткость — самое важное качество стоматолога?
— Наверное, не только чуткость. Я бы назвала еще милосердие, эмпатию. Каждый человек уникален и появляется в нашей жизни в нужный момент. Именно поэтому следует относиться ко всем с уважением. Это, в свою очередь, подталкивает к постоянному повышению квалификации.
— Знакомо ли вам ощущение профессионального выгорания? Eсли да, как вы с ним справляетесь?
— За семнадцать лет работы такое случалось два или три раза. И в эти периоды как раз и происходил мой профессиональный рост. Так в 2015 году я начала пользоваться электронным микроскопом, на тот момент они применялись только в двух клиниках Тюмени. Это был один из переломных моментов моей жизни, когда я почувствовала необходимость в дальнейшем росте. Все казалось слишком обыденным, я начинала чувствовать какие-то рамки… Сейчас я больше знаю о профессиональном выгорании врача, знаю, как его не допустить. Надо относиться ко всему позитивно, отрицательный результат — тоже результат, ведь он тоже чему-то учит.
— Внедрение новых технологий, получается, помогает не только пациенту, но и врачу?
— Я стала изучать лазерные технологии препарирования, применение плазмолифтинга, 3D-обследование и цифровое планирование. Также недавно у нас в клинике началось применение Cortexil PRP -инновационной клеточной биотехнологии, входящей в сферу регенеративной медицины, с выраженным терапевтическим и омолаживающим эффектом. Кроме того, наши доктора работают, используя фотодинамическую терапию и вектор-терапию. Но всегда это происходило через фильтр.
— Что значит через фильтр?
— Смотрим, нравится это пациенту или нет. Например, если человек очень сильно боится лечить зубы и не может справиться с этим страхом, то я предлагаю лечение во сне, в наркозе. Это очень комфортно для пациента и позволяет провести все лечение за один прием, так сказать уснул — проснулся и уже все сделано.
— Коллеги говорят, что вы невероятно разносторонний человек. Чем увлекаетесь?
— Чем я только не увлекаюсь! Мне интересно осваивать создание графических изображений на планшете, фотошоп на компьютере. Так же я учусь иконописи в Благовещенском соборе, своего рода незакрытый гештальт. Все мои увлечения связаны с творчеством, но и моя работа — это тоже своего рода искусство. Eще мне нравится изучать различные техники общения и искусство красиво говорить, ведь доктору важно, чтобы пациенту было комфортно с ним общаться, а также доносить информацию наиболее понятно. Чтобы развить в себе этот навык, я даже училась на радиоведущего.
— А как же спорт, активные виды отдыха?
— Мне нравится движение, но я ограничиваюсь занятиями дома. Таким образом я держу себя в форме и подаю правильный пример своим детям.
— Вы хотели бы, чтобы дети пошли в медицину?
— Я бы хотела, чтобы они просто нашли себя в любимом деле. Я знаю, что они не планируют связать жизнь с медициной. Мои дети очень восприимчивы к чужой боли, а ее наличие — это неотъемлемая часть работы медика… Мой старший сын тоже хочет помогать людям, но эта помощь будет связана с законом.
— Eсли бы вам не пришло в голову пойти учиться на стоматолога, то кем бы вы стали? Представьте, что профессии стоматолога не существует.
— Стала бы… стоматологом, -улыбается. — Eсли бы я вернулась назад, я бы выбрала то же самое. Но если уж такой вопрос, то выбрала бы нечто такое, где можно наиболее эффективно помогать людям.
— То есть ваш выбор все равно был бы связан с медициной?
— Конечно. Быть врачом — значит, помогать человеку быть здоровым и счастливым. Я нашла свое предназначение в этом. Сейчас я активно изучаю еще психологию. Никогда не поздно чему-то научиться.
* Жихар Зиля Катиповна работает в стоматологической клинике «Практик».
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: