Тренды поколений Y и Z
Самовыражение и творчество, транслируемые через социальные сети, стали неотъемлемой, а, главное, доступной каждому частью жизни.
Даже если вы сами не творец, то играете роль наблюдателя, либо становитесь участником подобных социальных тенденций. Я говорю о таких проявлениях креативности, как гендер-пати, видеопослание влюбленных и счастливых родителей своему ребенку в будущее или флешмоб «кто круче сообщит партнеру о своей беременности».
Флешмоб как раз из последних трендов. Смысл в том, чтобы рассказать счастливую новость партнеру наиболее оригинальным способом: песня, танец, розыгрыш, все, на что хватит креативности.
Казалось бы, зачем выносить подобные интимные вещи в интернет-пространство? Однако, если задуматься, публичное освещение таких тем, как зачатие и беременность, роды, сложности в уходе за малышами, послеродовая депрессия и сохранение отношений между партнерами, поднимает важные вопросы о родительстве, семейных ценностях и адаптации семьи как социального института к цифровому миру.
Гендер-пати — вечеринки, на которых будущие родители узнают пол еще не рожденного малыша. Это могут быть встречи в узком кругу друзей или огромные праздники с декорациями, тематическими закусками, фотозонами, памятными подарками, викторинами или такими играми, как «Напиши совет для малыша». Самое важное на таких вечеринках — способ, которым будет раскрыт пол ребенка: это может быть торт с начинкой соответствующего цвета, коробка с шарами (розовыми или голубыми), которые при открытии разлетаются, или даже использование фейерверков или баллонов с краской холи. Как ни крути, но все это не только сплачивает семью, создает атмосферу радости ожидания, но также помогает понять, что новое поколение стремится находить индивидуальный подход к важным жизненным событиям. Это свежий взгляд на жизнь, который позволяет делиться своей радостью с миром, а взамен получить любовь и поддержку.
Пожалуй, самый трогательный тренд — видеопослания молодых родителей: «Привет! Это мама и папа. Мы сейчас молодые, но к моменту, как ты увидишь это видео, мы, наверное, будем старыми и морщинистыми».
Однако не только институт семьи и брака подвергается изменениям. За последние 10-20 лет появилось множество трендов в разных сферах жизни. Мое нелюбимое слово «осознанность» сейчас вставляют в каждое словосочетание: экологическая осознанность, осознанное питание, потребление, отношения. Но это не уменьшает его важности. Благодаря тренду на экологическую осознанность общество становится более осведомленным о проблемах экологии, что приводит к смене привычек: сортировка мусора, отказ от пластика, потребление воды, сдача вещей на переработку и развитие концепции «нулевого отхода». За этим логично следует осознанное потребление и здоровое питание: мы начинаем внимательнее относиться к тому, что мы едим, то есть стараемся выбирать органические продукты, снижать потребление фастфуда и алкоголя. «В здоровом теле — здоровый дух!» Правильно питаемся, пора и заняться ментальным, физическим и эмоциональным здоровьем. Благодаря интернету и социальным сетям мы обрели возможность получить больше информации о психотерапии, медитации и физической активности.
Параллельно растет популярность таких понятий, как «выгорание» и «культура отмены». Состояние непреходящей усталости и эмоционального истощения знакомо многим, хотя пандемия COVID-19 сделала нормой удаленные форматы учебы и работы и вроде бы дала возможность сбалансировать работу и личную жизнь. Цифровизация образования повлияла на качество курсов и поиск новых форматов. Дистанционное образование теперь — не сидеть и слушать скучную лекцию, но стать участником действительно интересных курсов Оксфорда или Гарварда, находясь в Тюмени.
И наоборот, культура отмены -общественное осуждение за неуместные или оскорбительные действия и высказывания, — опасна легкостью, с которой можно не только «покарать злодея», но и оклеветать невинного.
Каждый тренд вытекает из другого, а во главе его стоит глобальная паутина. Она, безусловно, поменяла жизнь к лучшему, и, на мой взгляд, то, что мы живем в такое время, когда уже можно анализировать эти изменения — удивительный опыт, недоступный другим поколениям.
ФОТО DZEN.RU
***
фото: Кадр из романтической комедии «Десять причин моей ненависти», вышедшей на экраны в 1999 году и, возможно, одной из первых поднявшей проблему переосмысления гендерных ролей.