Темный час перед рассветом
Две девочки играли в песочнице. У Саши — формочки для куличиков, лопаточки и тарелочки. У Алины — палки, банка из-под йогурта и чайная ложка из дома. Саша не жадная и поделится с Алиной игрушками. Но Алина никогда не забудет те чувства, которые тогда испытала впервые — зависть, грусть и обиду.
— В нашей семье, сколько я себя помню, денег всегда было мало, — рассказывает Алина, — мама надрывалась уборщицей в школе и соседнем магазине, а папа перебивался на каких-то непостоянных заработках. Меня рано начали приучать к тому, что во время похода в магазин я не должна ничего просить, доедать все до крошки, а одежду носить, пока совсем не износится. Мне было грустно видеть, как мои ровесники часто приходят с новыми игрушками и в красивой одежде. Лет с пяти я себя постоянно сравнивала с ними и пыталась понять, что не так со мной.
— В школе этот контраст стал еще более ощутим? Верно?
— Конечно, там как раз я и начала себя загонять. Первого сентября, как сейчас помню, все девчонки пришли с пышными бантами, в красивых сарафанах и большими букетами. В то время как я стояла в платье моей двоюродной сестры и с тремя хризантемами.
— Загонять?
— Сравнивать себя постоянно с другими девочками, думать, как стать похожими на них, устраивать скандалы дома и все такое. Подростку особенно тяжело, когда он не похож на других.
— В школе не получилось найти друзей?
— Хотя я довольно легко схожусь с людьми, тараканы в голове мне очень мешали, но также я понимала, что с компанией мне будет легче. Были, конечно, ребята, которые постоянно задевали меня. Из-за них я вечерами часто плакала в подушку и представляла себе лучшую жизнь. Злилась на родителей, обидчиков, даже на саму себя. Когда мне исполнилось 15, мои родители развелись, тогда жить стало совсем тяжело. Я пошла мыть посуду по вечерам в одну из забегаловок.
Младшему брату исполнилось шесть, мама одна не справлялась. Не то что купить новую юбку, я даже конфет не ела лет до 17. Как раз в этом возрасте я поступила в колледж и переехала в общежитие. С того момента начала обеспечивать себя сама. Было трудно, но не труднее, чем в семье. Да и маме с братом стало легче.
— Поступление в колледж стало переломным моментом?
— Переломным моментом я бы назвала другое событие. В девятнадцать я забеременела. Поздно поняла, да и, скорее всего, я бы не стала ничего менять. Отец моего ребенка, как бывает, вышел за хлебом и не вернулся. Я на время вернулась к маме и брату, теперь они мне помогали. Хорошо, что беременность и роды протекали легко. Я к тому времени уже и колледж окончила, работала швеей. Через три месяца после родов вернулась на работу, дочка оставалась с мамой. Мы менялись: она на работу — с Ликой я, на работу мне — с Ликой мама. Мама мне очень помогла, бесконечно ей благодарна за это. С папой мы не общались, он свою внучку даже не видел никогда. Когда Лике исполнился год, мы переехали, я уже могла снять квартиру. И выдохнуть. С того момента прошло уже девять лет, сейчас все вообще по-другому.
…Алина стала шить на заказ, отправлять заказы в другие города и даже страны. Это уже совсем другие деньги, не такие, как в ателье. Вообще это случайно вышло: клиентка, которой Алина ушивала платье, предложила такой вариант, потом посоветовала ее своим знакомым. А когда Лике было три, Алина вышла замуж. Муж легко подружился с ее дочерью, а два года назад у них родился сын. «Сейчас я могу сказать, что действительно счастлива», — признается моя собеседница.
— Можно ли это назвать наградой за пережитые трудности?
— Я думала об этом. Возможно, это некая компенсация, но почему именно для меня? Некоторые люди живут так всю жизнь, и у них ничего не меняется. Скорее всего, это, как вы сказали, правда лучше назвать наградой. Неизвестно еще, что будет впереди.
— Eсли оглянуться назад, что помогло вам справиться?
— Я бы сказала, сила воли. В свои 15 лет я взяла себя в руки и больше не позволяла себе их опускать. Когда родилась дочь, я вообще забыла о том, что можно подрасслабиться и пустить хоть что-то на самотек. За нас наши проблемы никто не решит, как бы этого ни хотелось. Я попыталась изменить свою жизнь и считаю, что прекрасно с этим справилась. Ради себя, ради мамы с братом, ради своих детей я добилась сейчас всего, что имею. Это и своя студия по пошиву одежды на заказ, и прекрасная семья, и собственный дом. Кстати, с той клиенткой мы до сих дружим.
Я надеюсь, что моя история кому-то поможет пережить трудный этап. Пусть моя история и несколько обезличена для читателей, но она правдива. Надо помнить, что плохое не длится вечно.