Зазеркалье Олега Федорова
Цвет, свет, экспрессия и эксперименты — с выставки Олега Федорова, недавно открывшейся в музейном комплексе имени Словцова, не уйдешь равнодушным. Экспозиция подходит для впечатления и осмысления как подготовленному зрителю, так и тем, кто только знакомится с миром искусства.
Например, девятилетняя Eлизавета оставила такой отзыв: «Мне очень понравилась ваша работа «Страус», и от его хвоста на полу была красивая тень. Eще я заметила, что у Дон Кихота глаза и рот из ореховых скорлупок».
И действительно, многие работы наполнены неподдельной детской радостью: от познания этого мира, от красоты его форм.
На выставке их более шестидесяти — живопись, коллажи, объемные композиции, скульптура из проволоки, керамика, линогравюры, книги и графика в репродукционном виде из разных циклов. Далеко не все, что планировал художник, вошло. Остались за кадром портреты из проектов «Город знакомых лиц» и «1000 красивых девушек», графика восьмидесятых, большой портрет Пикассо, пятиметровый триптих «Воскресный автобус».
Экспозицию можно разделить на четыре части — стены, каждая из которых дополняет друг друга. Первая — живописные работы восьмидесятых, когда-то работы этого периода открыли совместную выставку с Олегом Власовым «Улицы и мы» (Тюмень, 1989). Вторая -диалоги с художниками из цикла «Разговор с зеркалами» — Пауль Клее, Малевич, Рафаэль, Рубенс, Миро, Пикассо, Михаил Ларионов, Любовь Попова.
Третья — рисунки, гравюры, афиши и обложки книг, дополненные ссылками на поэтические радиопрограммы. И четвертая — «Живые классики» — Ван Гог, Маяковский, Сервантес, Пушкин, Толстой.
— Один из сюрпризов под названием «Моя дорогая Люси» (та самая страусиха), к сожалению, был выдворен за пределы экспозиционного пространства с условием, что работа будет возвращаться на те или иные мероприятия. Та же судьба постигла больших картонных Дон Кихота и Санчо Пансу, -говорит Олег Юрьевич. — Не могу сказать, что все из того, что вошло в экспозицию выставки, полностью удовлетворяет меня как автора. Eсть не вполне завершенные работы, но это все моя творческая кухня — мучительный и мало кому понятный процесс… В этом смысле я довольно «сомнительный» художник. Сомнения меня посещают довольно часто.
Отдельное спасибо хочу сказать Сергею Белякову, без инициативы и деятельного участия которого ни этой, ни власовской выставки, скорее всего, не было бы. А также — специалистам из монтажной бригады музея, которые довольно быстро и слаженно сделали свою работу. Выставка предполагает диалог со зрителем. То есть зрителю предлагается потрудиться. Погрузиться, войти в контакт, открыть для себя, возможно, неведомый доселе мир, неизвестные имена, ну и самое главное -пережить эту встречу и этот «разговор с зеркалами» эмоционально.
Кто-то придет на выставку сфотографироваться с Ван Гогом, выпиленным из фанеры, а кто-то — прослушать в наушниках поэтический цикл. Олег Федоров известен как поэт, а еще как просветитель. Лекции в его мастерской на шестом этаже собирают желающих приобщиться к миру прекрасного. Правда, не так много, как хотелось бы. А жаль, ведь искусство целительно, оно воспитывает душу, утешает сердце, заставляет задуматься.
Одна из последних лекций Олега Федорова, а у него их более восьмидесяти, посвящена Пабло Пикассо.
«Художник — вместилище эмоций, которые приходят отовсюду: с небес, от земли, от шуршания бумаги, от мимолетных форм, от паутины», — так считал великий испанец. На лекции я узнала, что его отец профессионально рисовал голубей. А сам гений был рожден почти мертвым, чтобы ребенок зашевелился, в него вдохнули крепкий табак. Интересно, что первое слово, которое произнес Пикассо, — не «мама» и не «папа», а «карандаш».
Каждое воскресенье я жду с нетерпением, вечер занят, и я точно знаю: будет очень интересно, интеллектуально насыщенно, светло и душевно. Каждое воскресенье в мастерской Олега Федорова проходят авторские лекции об известных и малоизвестных художниках и поэтах.
Эдвард Мунк, Марк Шагал, Гойя, Репин, польские поэты, американские художники… Фрагменты кинофильмов, цитаты из книг, живописные и графические произведения на большом экране проектора в солнечной жизнерадостной студии, наполненной альбомами по искусству, скульптурами, картинами, кисточками, красками, неповторимыми мелочами, которые заставляют вспомнить, зачем живет человек: для счастья и вдохновения. Я делаю пометки в телефоне, записываю свои открытия.
Обязательно посмотреть многосерийный фильм «Жизнь Клима Самгина». Маяковского, оказывается, можно увидеть в немом фильме «Барышня и хулиган». Обратить внимание на программу «Я пришел к вам со стихами» Вениамина Смехова. Самую страшную картину, «Сатурн, пожирающий своих детей», Гойя нарисовал на стене в своей столовой.
«Бурлаков на Волге» изначально приобрел князь Владимир и, повесив ее у себя в бильярдной, увлеченно, в красках, рассказывал гостям о героях Репина. Возможно, поэтому и произошла революция, ведь люди, находившиеся в рабском положении, были всего лишь забавными персонажами для немногочисленных господ… Посмотреть целиком великолепный фильм Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» и прочитать книгу Анатолия Мариенгофа «Роман без вранья» о Сергее Eсенине.
Приходите и вы, на выставку и в мастерскую — на лекции. Уйдете другим человеком, полным идей и открытий.
ФОТО АВТОРА
***
фото: Олег Федоров на открытии выставки;«Автопортрет» (1988 г.);«Ольга в желтом».