X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Вижу красоту и душой молодею»

На казачьем подворье нас встречает Игорь Вьюхов, атаман хуторского казачьего общества «Нижнетавдинское», вместе с помощницей Татьяной Малаховой. Она тоже потомственная казачка, а постоянная ее деятельность связана с юридическими и бухгалтерскими услугами. Но ради нашего приезда она приготовила традиционное блюдо местных казаков. Шулюм — так оно называется.

Готовят шулюм на огне в казане, на плите не получится нужный вкус. Не используют растительное масло. Только смалец.

— Это сезонное блюдо, — говорит Татьяна. — Летом обязательно баклажан добавляем, мясо, картофель, морковь. Все обжарено, потом все тушится в своем соку. Добавляем специи по вкусу. А так планируем расширить меню для гостей. Будем изучать казацкую кулинарию. И именно такими блюдами кормить туристов и гостей.

— И еще квасом с березовым соком будем угощать! — добавляет атаман.

В деревянной избе в жаркий июльский день понимаешь преимущества натурального строительного материала. Тут еще не все доделано, но мебель, печь, предметы обихода на своих местах. На стене висит черкеска, ее с Дона прислали. А вот бекеша и башлык сшиты по заказу.

Прадед Игоря Вьюхова, Степан Плесовских, был из донских казаков. Он владел большим хозяйством, любил лошадей. Когда переехал с семьей в Сибирь, нанял двух работников. А после революции попал под раскулачивание. Eго увезли на допрос, и пропал человек — больше семья его не видела.

— Любовь к земле, к труду, как оказалось, у меня в крови, — рассказывает Игорь Владимирович. -А казаком надо родиться! Много ряженых бывает. А казак кто? У кого конь есть, земля своя, шашка.

Все «Казачье подворье» занимает пять гектаров земли. И это не дедушкино наследство! На свободной земле больше 13 лет назад пришлось строить свое подворье с нуля на личные средства. Как и возрождать казацкие традиции.

Первое, что он стал делать на своем подворье, — это разводить породистых коней. Он так и говорит — «конь», а не лошадь.

— Меня часто спрашиваю: тебе трудно здесь? Нет, отвечаю, если любишь свою работу, то не трудно. Я вот до подворья 25 лет бандитов ловил. Так до сих пор иногда та работа снится.

Хозяйство большое, и забот о нем немало. Прежде всего надо накормить животных. В «Казачьем подворье» их много: лошади, козы, бараны, свиньи, ослица, домашняя птица, собаки.

— Но самым главным для меня было возрождение псовой охоты. Eсть два вида охоты: с гончими и с борзыми. Но без коня — это не охота. Два года подряд собаки нашего подворья признаны лучшими в России по итогам конкурса. В последний раз было 78 собак из России, и девять — наши. Они обучены не только ловить дичь. Лучшая свора России — это наши собаки. Мне практически удалось реализовать еще одну свою мечту по созданию комплексной псовой охоты, когда на зверя выезжают на конях с собаками, — с удовольствием рассказывает Игорь Владимирович.

Многолетние усилия по селекции, отбору, дрессировке борзых и гончих собак подтвердили на всероссийских соревнованиях, что его питомцы — лучшие.

— Псовая охота — это же наше достояние! Почему в Тюмени этим не гордятся? Мы же можем показать, что не только нефть — наше богатство. У нас на подворье есть все условия. На пять-шесть человек индивидуальный тур, просто выездную охоту можем устроить. Как в фильме «Особенности национальной охоты». Это такое настроение: кони-собаки! Душу русскую можем показать! Как осень наступает, выезжаю на псовую охоту, вижу красоту и душой молодею. А мы теряем эту культуру!

Eще есть у него мечта возродить породу лошадей «тавдинка». В 1932 году в Москве на выставке она получила медаль! Это небольшая и энергичная лошадь на невысоких крепких ногах. Порода отличается неприхотливостью к корму, у нее хорошая устойчивость к температурным колебаниям и высокая работоспособность. В двадцатые годы прошлого века пара этих лошадей своим ходом дошла до Москвы на всероссийскую выставку, совершив небывалый по протяженности переход в упряжке. За это жюри высоко оценило конкурсанток -им достался диплом первой степени. А в военное время «тавдинок» поставляли на фронт. В Нижнетавдинском районе на конезаводе в поселке Березовка проводили селекционные работы по разведению этих животных. Они превзошли в работоспособности и выносливости европейских лошадей. Потом это стало ненужным, и порода сейчас практически на грани исчезновения. На подворье живет потомок этих лошадей, и есть шанс возродить знаменитую местную породу.

Игорь Вьюхов проводит нам экскурсию по своему подворью. Вот заложили аллею, на которой Игорь посадил именной «дуб атамана». А недавно здесь играли свадьбу, и молодые свое семейное дерево посадили — калину. С именной табличкой. Теперь каждый гость может тоже именное дерево посадить.

— Как собираю экспонаты? Просто: на охоту езжу, встречаю деревенских, разговариваю, они мне все сами несут, все равно на свалку выбросили бы. Планируем под навесом музей сделать.

Работа с кадетами из Тюнева у него на первом месте. Свои знания хотелось передать молодежи. Сначала Вьюхов выступил перед хуторским казачьим обществом «Нижнетавдинское» и предложил организовать на базе школы села Тюнева казачий кадетский класс. Получил поддержку казаков и педагогов школы и начал приобщать школьников к казачьей культуре. Теперь кадеты учатся верховой езде, приемам рукопашного боя, обучаются фланкировке, метанию ножей, рубке шашкой, умению владеть нагайкой. Занятия проходят как в школе, так и на базе «Казачьего подворья».

— Вывожу их на сборы, занимаюсь постоянно. Нас 20 июля пригласили на фестиваль «Тугулымская братина». Потом в Пермь поедем на Чусовую. Я возрождаю борьбу на опоясках. С первого сентября в Тюневе будем заниматься.

Организован на базе подворья летний военно-патриотический лагерь «Казачья зарница». Отдохнули 60 детей. Кроме тренировок, им читали лекции по истории казачества.

Игорь Владимирович мечтает возродить «Сельские игры», чтобы соседние деревни соревновались между собой. И надеется на гранты и помощь. Был у него и неудачный опыт. Когда в первый год фестиваль в «Казачьем подворье» прошел на ура, а на следующий год приготовили снова «Гуляй, казак», а незапланированный дождь все испортил. Понесли убытки. У него и сейчас четыре кредита в банке! После пожара в октябре 2022 года, когда сгорела конюшня, Вьюхов хотел все бросить, но наутро после пожара пришла соседская бабушка 80 лет и принесла 15 тысяч рублей. И все потом помогли -кто чем мог. Вьюхов кредит взял и вот почти восстановил конюшню.

— А скоро вот на этом поле зацветут подсолнухи! Это же такая красота будет! — говорит Игорь Владимирович.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Кони казацкие.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта